«Болото-Петр-лоси-немцы», или Петербург как лоскутное одеяло

Цикл передач «Малые родины большого Петербурга», посвященный отдельным историческим районам города, расположенным как на окраинах, в бывших предместьях и пригородах северной столицы, так и в центре, с большим успехом идет уже пятый год на телеканале «Санкт-​Петербург».

Авторы программы уверены, что у каждого петербуржца, кроме «большой родины» — всего Петербурга, есть и малая – та часть города, где он родился или прожил много лет. Перечислять их можно бесконечно: Лиговка, Купчино, Семенцы, Пески, Озерки, Ржевка-​Пороховые, Коломна, Лахта, Гавань… Каждая — со своим особым, неповторимым настроением, культурной средой и знаковыми архитектурными объектами.

Наши собеседники — автор идеи программы и режиссер Александр Щербаносов и автор сценария Светлана Мосова, журналист, член Союза российских писателей.

«Малые родины большого Петербурга», съемка на Елагином острове«Малые родины большого Петербурга», съемка на Елагином острове

- Недавно вышла сотая программа, посвященная «малым родинам», и до финиша еще очень далеко. А как все начиналось?

Светлана Мосова: Идея сделать цикл о «малых родинах» пришла в голову Александру Щербаносову. Он вынашивал ее много лет…

Александр Щербаносов: А родилась идея очень просто: когда-​то я жил на Ржевке, и, бывая на границе Ржевки и Веселого Поселка, двух районов с народными названиями, не раз задумывался: ведь каждый из них имеет свою биографию и свою историю. Вроде бы внешне они очень похожи – и там, и там новостройки, типовые дома, современные названия улиц. А все равно разница чувствуется. Вот так и родилась идея: рассказать о районах, которые имеют народные названия. На них прежде мало обращали внимания.

Вообще, Петербург – как лоскутное одеяло. Его районы совершенно разные, подчас совсем непохожие друг на друга.

С. М.: Так, как Саша знает город, наверное, мало кто его знает. Такое впечатление, что ему ведом практически каждый район, каждая улица, вплоть до самых глухих уголков. Куда бы мы ни приехали снимать очередную передачу, он сразу же нам показывает: «Я здесь бывал», «Я здесь жил», «А здесь я в кафе сидел»…

А. Щ.: На самом деле, я родился не в Петербурге — приехал сюда в 1980 году, когда мне было семнадцать лет. Переехал в Ленинград из Москвы, а родом я вообще из Нальчика… Но в Питер врос корнями. В студенческие годы пешком обошел весь город, потом много лет работал оператором в теленовостях на всех каналах, объехал весь город, поэтому знаю его визуально. Не хочу хвастаться, но для меня наш город вообще как открытая книга. Я его вижу, чувствую, понимаю с полуслова. Советские времена я прекрасно помню сам, а Петербург Пушкина, Гоголя, Достоевского и Блока представляю по книгам.

Меня удивляет, что сегодня молодые ребята без гаджетов порой не могут ориентироваться. Разве это нормально? Если ты живешь в городе – ты должен знать его, чувствовать. Неужели не так?

С. М.: Александр заразил меня своей идеей. Мы тогда делали с ним на телеканале «Россия» цикл передач «Это город Ленинград». По теме близко к «малым родинам», но там в фокусе было время, а тут — место. Мы предлагали проект «малых родин» нескольким каналам, но нам отвечали: «Разве это будет интересно зрителям?» «Да, конечно, это же потрясающе интересно! – возражала я. — Пески, Щемиловка, Гражданка, Рыбацкое – там своя, параллельная история, там живут люди со своими традициями, мифами, культурой, даже со своим сленгом».

Если бы не наш руководитель художественного вещания Ольга Разина, которая дала нам возможность воплотить замысел на экране, Саша бы с этой идеей носился и по сей день…

А вот название проекту придумала я, чем могу гордиться. Сейчас оно воспринимается вполне естественно, логично. А поначалу казалось, что оно длинновато. Но в подобных длинных названиях, знакомых нам по американскому или итальянскому кино, есть свой шарм.

Светлана Мосова, автор сценарияСветлана Мосова, автор сценария

А. Щ.: Мы ограничиваемся «большим Петербургом» — тем, что сегодня входит в границы города. А это и Пушкинский район, и Петродворцовый, и Курортный, на территориях которых, в свою очередь, находится множество исторических пространств, и причем вполне самодостаточных. А вот ближайшие к Петербургу Мурино и Бугры, увы, не попадают к нам в передачи, поскольку это уже Ленинградская область.

С. М.: Откровенно говоря, нас больше всего привлекает непарадный Петербург. «Хороводы» вокруг Казанского собора, Невского проспекта – это все уже давно исхожено, а вот, например, Ямская, Зелейная, Колтовская, Посадская слободы ― кто о них знает?.. Кроме краеведов, разумеется.

Казалось бы, буквально два-​три шага от центра города, и здесь уже тишина, покой, свой особый ритм жизни, своя история… Тут честный, настоящий Петербург. Недаром же Александр Блок любил бродить по петербургским окраинам и окрестностям…

На самом деле, когда мы начинали, то даже не предполагали, что наших «адресов» будет так много. Начали с окраин, новостроек, они нам как-​то интереснее ― в них есть тайна, загадка. Первым был Веселый Поселок. Такое странное и привлекательное название! Откуда оно появилось? Там есть много версий. По одной, название связано с жившими там немцами-​колонистами. Однако трудно представить, что обособленную колонию педантичных немцев могли бы прозвать «веселой»… По другой версии, название связано с кочевавшим в этих краях цыганским табором…

И вот в самой первой передаче мы определили основную линию всего проекта: главным у нас будет не краевед, а просто житель района. Краеведение – как бы ствол дерева, а жители – его листва, шумная, веселая. Ведь жители, старожилы помнят такие детали, которые не найти ни в энциклопедиях, ни в словарях… Кстати, старожилов находит наш замечательный линейный продюсер Наталья Рыжикова.

А. Щ.: И надо сказать, что, если речь идет о районах, застроенных «хрущевками», то они тоже уже перешагнули через свой пятидесятилетний рубеж, а значит, у них тоже есть история. На той же Гражданке практически сразу же, в 1960-​х годах, возникли народные названия – «ГДР» и «ФРГ». Для тех, кто не знает, что это такое: «Гражданка Дальше Ручья» (имеется в виду Муринского) и «Фешенебельный Район Гражданки» (тот, что ближе к станции метро «Академическая»).

- Многие ваши передачи подтверждают, что нынешние новостройки появились на месте бывших предместий и пригородов Петербурга, история которых подчас уходит корнями в допетровские времена… Хотя, увы, есть распространенное представление среди жителей самих новостроек, что их районы выросли на голом месте, в пустом поле, начали свою жизнь с чистого листа, а до этого там вообще ничего не было. Вам удается развеивать этот миф?

С. М.: Стараемся. То же Купчино считается новостройками. И когда мы делали передачу, нам говорили: «Да какой же это исторический район?!» Да самый настоящий: название его изображено еще на картах допетровского времени. И там живут замечательные люди, причём все патриоты своего района. Кстати, музыкант Билли Новик, живший в Купчино, даже исполнил у нас в передаче свою песню «Купчино – столица мира»…

И тут хочется подчеркнуть: мы не столько поднимаем статус так называемых «городских окраин», сколько по праву возвращаем его. К слову, у нас самый большой просмотр в сети из всех наших передач – про Купчино. Многие в своих блогах, в страничках в социальных сетях дают ссылки на наши передачи…

То же самое было, когда мы делали передачи про проспект Просвещения — огромное количество просмотров в интернете! Людям, оказывается, особенно интересно узнать про то место, где они живут. Нередко они его буквально заново для себя открывают. Мы получили длинное письмо от юного, что нам было особенно приятно, телезрителя. Он сообщал, что с рождения живет на проспекте Просвещения, ходил по нему великое множество раз и не видел вокруг ничего особенно примечательного. А теперь он смотрит на свой район совсем другими глазами… Вот такие письма нас и вдохновляют.

Хотя поначалу у нас получилось так: что ни передача, то краеведы говорили одно и то же — тут было болото, потом пришел Петр, потом немцы заводик построили, лоси бегали… И вот так все и шло: болото-​Петр-​лоси-​немцы.

А. Щ.: Но ведь территория, на которой строился Петербург, на самом деле и стоит на лосиной тропе миграции. Когда город уже построили, лоси еще много лет сюда забредали по старой привычке. А немцы-​колонисты еще со времен Екатерины II, действительно, помогали осваивать столичные предместья. Немецких колоний вокруг Петербурга в своё время было очень много…

С. М.: Знаете, самое главное, нам самим очень интересно во все это вникать. Я лично влюблялась в те места, о которых мы делаем передачи. Один Канонерский остров чего стоит! Было такое впечатление, что время там остановилось и даже пошло вспять. Как будто мы попали в 70-​е годы прошлого века. Нет рекламы, старые вывески… Берега, заросшие камышом…

Мне такие пейзажи гораздо милее, чем открыточные виды парадного Петербурга. Или Коломна – Малая и Большая. Нет метро, нет больших супермаркетов. Милая провинциальность… И даже ветшающие дома не производят там гнетущего впечатления. Петербургу вообще идёт эта романтическая обветшалость… В ней есть что-​то такое, чего нет в парадном центре города.

А многие ли знают про район Царского Села, называемый Софией? Туда совершенно не ступает нога туриста. А там изумительные, необычные, красивые места.

А. Щ.: Одна из самых любимых наших передач – про Чекуши, район на Васильевском острове. Удивительное место, которое многие называют скучным словом «промзона». На самом деле это старейший исторический район Петербурга с уникальными памятниками промышленной архитектуры, напоминающими старинные замки.

Кто сегодня помнит, что такое чекуши? Это такие колотушки, которыми приходилось разбивать постоянно подмокавшую муку, хранившуюся в тамошних амбарах. А сегодня даже василеостровцы не знают, что у них есть район с таким необычным названием. Мы даже получили очень трогательное письмо от телезрительницы, в котором она сообщала, что всю жизнь работала на кожевенном заводе в том районе и даже не предполагала, что такая интересная история у этого места.

Александр Щербаносов, режиссерАлександр Щербаносов, режиссер

С. М.: Вообще, наша задача – емко и увлекательно рассказать о местности всего за пятнадцать минут. Наш режиссер находит множество фотографий, которые передают аромат времени, так что у нас получается уже не передача, а полноценный фильм… Конечно, за четверть часа невозможно рассказать о трехсотлетней или даже пятисотлетней истории места. Наша цель – дать образ места и времени.

- Где же удается найти фотографии окраин – недавних новостроек? Государственные архивы ведь не очень богаты подобными материалами?

А. Щ.: Ну, во-​первых, помогают краеведы, библиотеки, за что им отдельная благодарность. Во-​вторых, сами участники наших программ достают фотографии из своих старых альбомов. И очень помогает интернет. Сейчас в социальных сетях очень много групп, в которых люди выкладывают фотографии из семейных архивов, запечатлевшие места их детства и юности. Это и 1960-​е, и 1980-​е годы, и даже 2000-​е…

Районы так быстро меняются, что даже изображенное на относительно недавних фотографиях уже стало историей. Без этих снимков не было бы вот этого ни с чем не сравнимого дыхания жизни, и наша передача была бы просто просветительской.

С. М.: А самое главное – люди в своих группах делятся воспоминаниями о бесценных подробностях бытования своих родных в разные времена. А помните, был такой магазин? А во дворе была такая скамейка? И вот мы «ловим» такие подробности, детали, цепляемся за них, иногда находим тех самых людей, чтобы они рассказали в нашей передаче про свой любимый фонарь, скамейку, водокачку…
Мы в своих передачах, условно говоря, перемежаем «низкое» и «высокое» – быт и бытие. Где пиво пили, где был любимый ларек (ну, это Саша всегда выясняет, это его конёк)… И где стояла любимая школа, любимый кинотеатр, которого, увы, простыл след в новейшие времена… Только местные жители помнят народные названия ― магазинчиков, подвальчиков, а они всегда очень забавные…

А. Щ.: Знаете, какое место в центре города в советское время называли «Бермудским треугольником»? Это две пивные, которые стояли возле цирка, и гастроном на углу Итальянской (тогда улицы Ракова) и Садовой.

С. М.: Да, самое потрясающее – это, конечно, личные воспоминания наших героев. Они иногда бывают неточными, но для того, чтобы все уточнить и расставить по своим местам, в нашей передаче обязательно есть краевед. Он ведет, как говорится, «правильную линию».

И вот на эту «правильную линию» насаживаются эти замечательные, чудесные детали, о которых рассказывают нам жители. Нам иногда говорят: «Пятнадцать минут – это ведь так мало для передачи!» И одновременно: «Вы так много рассказали!»

Что нас особенно радует и удивляет – немалую часть нашей аудитории составляет молодежь. Наверное, им важно показать себе и окружающим, что они живут не «неизвестно где» ― в «спальных», окраинных, «непрtстижных» районах, а именно ― в исторических районах. Удивительно, сегодня вообще какая-​то небывалая тяга к тому, чтобы через историю своего района, своей улицы, своего двора выразить собственное «я». Раньше такого не было. У нас ощущение, что мы совпали со временем.

А. Щ.: Иногда мы приезжаем в районы, куда практически не ступала нога телевизионщика — с целью не снять новостной сюжет, а рассказать о жизни района. Например, Осиновая Роща, Ушково, Металлострой (кстати, мы всей творческой группой просто влюбились в него). Но когда нас видят местные жители, то иногда с подозрением спрашивают: «А что вы снимаете?» Отвечаем: «Ваш район». «А что случилось?» И главное, что люди сами, благодаря нашим передачам, узнают о своем месте обитания. Многие живут и почти ничего не знают о его истории, то есть просто не задумываются об этом.

С. М.: Да, например, когда я спросила одного из наших молодых героев передачи ― почему его улица называется проспектом КИМа, он ответил: ну, наверное, в честь какого-​то корейского деятеля(!). Тем не менее, среди молодежи много и тех, кто неравнодушен к истории.

Например, когда мы снимали в Шушарах, то нашим главным героем был двадцатилетний парень. Вы не представляете, как он взахлеб, да еще с такой гордостью, рассказывал нам про историю своего района, да еще с допетровских времен, про свой двор, улицу… «Да у нас был первый рок-​фестиваль!.. Да у нас был единственный Дворец культуры с крутящейся сценой! Да первые панки появились именно у нас!.. И вообще в Шушарах многое что было впервые в городе и в стране!» И он там не один такой, там целая группа ребят, которые занимаются историей своего района…

- Чем-​то отличаются люди, живущие на севере Петербурга, от тех, кто живут на его юге?

С. М.:
- Разница между севером и югом вообще традиционна, и даже в рамках одного отдельно взятого Петербурга она, мне кажется, сказывается. На мой взгляд, петербургские южане более экспрессивные, раскованные, раскрепощенные, щедрые на эмоции. Они нам и пели, и танцевали… Бывало, прохожие просто на ходу включались в нашу съемку и начинали рассказывать о своих районах. И это было лучшее в наших передачах. На севере же люди более сдержанные, спокойные. Они дольше в беседах держат дистанцию с говорящим, чем южане.

- Про какие районы сложнее всего оказалось делать передачи?

С. М.: Про те, что в центре. Слишком много информации, все на ладони, все на поверхности. Многое уже известно. Места исхоженные, тропинки протоптанные… Нет новизны, нет тайны. Очень трудно найти что-​то удивительное. Хотя и здесь могут быть открытия.

Мы снимали Дворцовую слободу (это район рядом с Владимирской площадью), и одним из героев передачи был известный актер Сергей Мигицко. Он признавался: «Я столько лет здесь прожил и даже не подозревал, что это место называется «Дворцовой слободой!» А вот старожилы и по сей день помнят это название.

Помнят и про Троицкую церковь в Дворцовой слободе, на углу Стремянной и Марата, потом на её месте построили «Невские бани». А поскольку Жан-​Поль Марат, один из лидеров якобинцев во времена Великой Французской революции, как известно, был заколот Шарлоттой Корде не где-​нибудь, а в ванне, то в народе эти бани называли «имени Шарлотты Корде». Черненький юмор, конечно, но это тоже фольклор.

- Бывают ли какие-​то курьезные ситуации по ходу съемок?

А. Щ.: Бывают даже курьезы на грани конфликта. Особенно, если речь о частных охранниках. Когда мы снимаем, даже издалека, исторические объекты, сразу же появляется секьюрити. Даже если мы не нарушаем закон, стоим не на их территории, а на муниципальной земле. И с нее мы имеем полное право издалека снимать так, как нам хочется. Охранники сразу же заявляют: «Вы снимаете мой объект. У вас нет разрешения!» Я возражаю: «А у вас нет запрещения…»

Сергей Друан, операторСергей Друан, оператор

А когда снимали в Лахте, тоже был курьез. Приехали на пляж снимать во второй день – и вдруг подъезжает кортеж. Оказалось, прибыл глава муниципального округа: «Как же так?! Вы снимаете здесь уже два дня, я узнаю об этом от жителей, а меня вы не поставили в известность. Ко мне не заходите, не советуетесь… Это просто непорядочно!»

Но нам совершенно не обязательно, чтобы в кадре присутствовали представители власти – районной или муниципальной. Потому что они сразу начинают докладывать о своих успехах. У нас – другая задача. Мы делаем народную передачу… Вот с главой муниципального округа «Сенная площадь» у нас получился хороший результат. Она посмотрела наши предыдущие передачи, поняла замысел, прониклась и очень хорошо вписалась в наш проект.

Случается, приходится сталкиваться с самыми разными страхами, подозрениями местных жителей. Начинаем работать – выходит из дома человек: «Чего вы здесь делаете? Почему наш дом снимаете без моего разрешения?» Люди боятся, что этот дом снесут. Фобии…

- В ваших передачах образ тех мест, о которых вы рассказываете, всегда очень позитивный. Но ведь иногда так хочется обратить внимание на то, что называется «социальными язвами»…

С. М.: У нас постоянно звучит мотив уходящей натуры. Но тонко, не в лоб. Два года назад мы снимали Колтовскую слободу. Недавно проезжали мимо, видим: половины того, что мы запечатлели тогда, теперь уже нет… Мы делаем наш цикл с 2013 года, и даже за это время облик тех мест, где мы снимаем, меняется на глазах. И каждый раз мы говорим: слава богу, что мы успели всё это заснять!..

Вообще же, мы не занимаемся публицистикой, не ставим себе задачу выискивать и обличать пороки и язвы нашего времени. Тем не менее, красной нитью у нас проходит эта тревожная нота: мы живём сегодня под знаком чеховской фразы «Сад рубят!». Что оставит потомкам век грядущий? Исчезают памятники архитектуры, чья ускользающая красота служит укором нахлынувшему стекло-​бетону. Многие объекты культурного наследия десятилетиями взывают к реставраторам.

Недавно были в Осиновой Роще – там на руинах деревянного дворца Вяземских красуется табличка: «охраняется законом». Звучит как издевательство. А рядом, на тех же руинах, кто-​то написал: «Вспоминай меня…» Это выглядело так пронзительно… И конечно же, вошло в нашу программу.

Однажды в передаче про Мокруши одним из наших героев был чудесный батюшка, отец Владимир. В конце нашего интервью мы попросили его благословить нашу работу. А он ответил нам: «У вас не работа. У вас служение». Это было так неожиданно…

Время смывает следы столетий, и тем драгоценнее будут наши воспоминания о них. Ведь сказано же: прошлое ― это родина души человека.

- Спасибо вам за проект «Малых родин большого Петербурга». То, что вы уже сделали, — это запечатленный для истории образ нашего города второго десятилетия XXI века. Уверен: спустя годы ваши передачи станут благодатным источником для будущих исследователей.

«Малые родины большого Петербурга»«Малые родины большого Петербурга»

Интервью подготовил Сергей Глезеров.
Фотографии предоставлены автором.

Сергей Евгеньевич Глезеров

  • Журналист, ведущий разделов «История» и «Наследие» газеты «Санкт-​Петербургские Ведомости»
  • Член правления Союза краеведов Санкт-​Петербурга
  • Автор книг о Петербурге, лауреат Анциферовской премии
Другие материалы в этой категории: « Национальные театры и большая политика

1 Комментарий

  • Андрей
    Андрей 01.08.2017 18:53 Комментировать

    Спасибо за материал! Люблю эту программу. Особенно фильм про мои родные Чекуши. Успеха проекту!

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Joomla SEF URLs by Artio
Хотите стать первыми, кто будет узнавать о появлении новых увлекательных статей?

Подпишитесь на рассылку электронного журнала и будьте в курсе самых последних новинок!
Нажимая на кнопку «Подписаться», Вы соглашаетесь c «Политикой конфиденциальности», согласно которой личные сведения, полученные в распоряжение ООО «Прогулки по Петербургу», не будут передаваться третьим организациям и лицам за исключением ситуаций, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.