Музей «Искусство веера» - искусство впечатлять

Сказать, что Петербург богат музеями — ничего не сказать. Их действительно так много, что вряд ли вообще можно найти петербуржца, который бывал бы хоть раз во всех. Несмотря на столь серьёзную конкурентную среду, каждый год появляются новые экспозиции. Два года назад открыл двери для посетителей музей «Искусство веера». Казалось бы, что интересного можно придумать вокруг такой на первый взгляд узкой темы? Оказывается, можно!

Впечатлениями о новом музее я попросил поделиться Людмилу Юрьевну Сапрыкину — замечательного гида, краеведа, члена совета Института Петербурга.

«Каменноостровский проспект, а точнее, его предпоследний отрезок, что идет от реки Карповки до Лопухинского сада считается одним из самых интересных, престижных, но все-​таки не достаточно изученных. Этот квартал вокруг проспекта с улицей Графтио и Лопухинским садом овеян особой магией места, притягивает к себе. Здесь отчетливей ощущаешь, что проспект направлен на закат, в ночь, за город, в неизвестное. Отсюда и особые настроения и мечтания.

Именно в северной оконечности Каменноостровского проспекта наглядней представлена совместная работа природы и культуры. Проспект сравнивали с Парижем, называя его то Елисейскими Полями, то петербургским Монмартром. Здесь проживали известные люди: артисты и музыканты, поэты и художники. Служители муз любили проводить досуг на Каменноостровском проспекте, благо увеселительных заведений в округе хватало. Бесконечные встречи и расставания, драмы и комедии — и это опять он, старый знакомец Каменноостровский, иногда так напоминавший театральные подмостки.

Стихия культуры проявилась ярко и полно с приходом на проспект в июне 2013 года частного музея «Искусство веера». Первый в России петербургский музей вееров несомненно один из самых привлекательных и роскошных частных музеев нашего города. Он интересен не только специалистам в области декоративно-​прикладного искусства, но и любознательным посетителям, желающим узнать что-​то новое об этом хрупком и изящном аксессуаре, предназначенном не только для навевания прохлады.

Музей открылся в одном из красивейших и загадочных домов Каменноостровского проспекта, доме №7375, который был и остается домом повышенной комфортности. Дом сам по себе архитектурная доминанта этой части магистрали, а с открытием музея оказался вообще под пристальным вниманием горожан и гостей города.

Залы музея поражают своими интерьерами, отделанными в стиле русского классицизма и напоминают пригородные дворцы Петербурга. Архитектурный декор создает подходящую атмосферу для экспозиции вееров, для которых обстановка роскоши была естественной средой.

На относительно небольшом пространстве расположилась разнообразная коллекция вееров, с такой же обширной географией. После просмотра экспозиции становится понятно, почему веер не только охлаждал, но и подогревал чувства. Хрупкий и изящный он со временем стал неотъемлемой частью наряда, орудием кокетства, секретным кодом кавалеров и дам.

В музее подробно изложена история происхождения веера, показаны его разновидности. Каждый веер уникален по-​своему и у каждого своя история. Посетителей музея интересует абсолютно все: и откуда поступил тот или иной экспонат, сколько ему лет, сколько единиц хранения насчитывает коллекция, названия фирм-​изготовителей и т. д. В ходе просмотра экспозиции выявляются поклонники того или иного вида веера — brise или plié, материала — кружева или перламутра.

Да, коллекция необыкновенно хороша и дает возможность посетителям полностью насладиться изысканными и дорогими реалиями ушедшего времени. Этот просмотр доставит удовольствие не только женщинам, но и мужчинам, которые должны понять одну простую истину — нельзя не влюбиться в женщину, когда у нее в руках веер! И коллекция музея тому подтверждение!»

От себя же добавлю, что залы музея буквально шокируют богатством отделки: тут тебе и колонны под искусственный мрамор, антикварная мебель, лепнина на стенах и полотке с позолотой, штофные обои. Всё это является прекрасным контекстом для главных экспонатов – вееров разных эпох и стран.

Самым старым веерам здесь идёт уже пятая сотня лет. Предметы эпохи барокко, рококо, классицизма. Опахало митрополита Иова, веера семьи Ротшильдов и российских великих княгинь, мемориальные веера с портретами исторических персонажей (Екатерины II, Фридриха Великого). Всё это, безусловно, является лучшими образчиками декоративно-​прикладного искусства. Многие экспонаты инкрустированы драгоценными камнями, исполнены из черепаховой кости, покрыты перламутром, снабжены деталями из золота.

И ещё немного об интерьерах. Наборный паркет в комнатах точно повторяет рисунок, созданный Ринальди для Китайского дворца в Ораниенбауме. Ампирные двери воссоздают двери рисунка Бренны, некогда находившиеся в Павловском дворце и утраченные во время войны.

Потолок Галереи украшен альфрейной росписью, стены отделаны венецианской штукатуркой, а рисунок паркета повторяет Малиновую гостиную в Гатчинском дворце, воссозданную по акварелям Э. Гау и Л. Премацци. В зале Людовика XIV установлен камин из «шоколадного мрамора» русской работы во французском стиле. Когда-​то он стоял в Юсуповском дворце на Литейном проспекте.

А. В. Чернега

Людмила Юрьевна Сапрыкина

  • Член совета РОО «Институт Петербурга»
  • краевед

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Joomla SEF URLs by Artio
Хотите стать первыми, кто будет узнавать о появлении новых увлекательных статей?

Подпишитесь на рассылку электронного журнала и будьте в курсе самых последних новинок!
Нажимая на кнопку «Подписаться», Вы соглашаетесь c «Политикой конфиденциальности», согласно которой личные сведения, полученные в распоряжение ООО «Прогулки по Петербургу», не будут передаваться третьим организациям и лицам за исключением ситуаций, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.