Ново-Александровская колония в Обухово и Преображенское кладбище

Предлагаем вашему вниманию статью Веры Федоровны Андрейчевой, посвященную историческому району Обухово, а именно появлению Преображенского кладбища и Ново-​Александровской колонии.

Преображенское кладбище

Дом омовения на Преображенском кладбище (источник — http://​mir​peter​burga​.ru/)

Рассказ о Ново-​Александровской колонии невозможен без упоминания о Ново-​Саратовской немецкой колонии.

Немецкие колонии появились в России при императрице Екатерине II. Она хотела привить в России навыки европейского земледелия, в том числе и любовь к картофелю. Родившаяся в Европе, она естественным образом выбрала для заселения Российских земель европейских крестьян.

4 декабря 1762 г. Екатерина опубликовала манифест, призывающий иностранцев переселяться в Россию. Манифестом приглашали всех, но приехали преимущественно немцы. Почему так? Дело в том, что у большинства европейских стран было полно своих колоний, завоеванных или купленных, которые необходимо было осваивать. После оглашения екатерининского «акта», монархи почти всех европейских стран законодательно запретили выезд колонистов в Россию. Запретили даже агитацию. Агитацию стало возможным вести только в вольных городах, которые находились, в основном, в Германии и в мелких княжествах – также в германских.

Фрагмент карты Европы XVIII века

Фрагмент карты Европы XVIII века (источник — istoriya​.com)

Германия в те времена представляла собой множество небольших княжеств, разрозненных и окружённых беспокойными соседями. Многие немецкие крестьяне, жившие в постоянно воюющих маленьких государствах, откликнулись на призыв уехать в спокойное место и начать новую жизнь в привилегированных условиях. Прибывали переселенцы в Кронштадт, оттуда переправлялись в Ораниенбаум под Петербургом, где для них переоборудовали казармы Голштинской гвардии Петра III. Здесь они принимали присягу и подписывали контракты.

Немцев-​переселенцев, в основном, направляли в Саратовскую губернию, позже – на Кубань. Но небольшую часть колонистского потока в 1765 г. решили “перенаправить” в окрестности Петербурга, так как большому, быстро растущему городу требовалось всё больше продовольствия.

Первое место для немецких колонистов было найдено на правом берегу Невы, напротив Рыбной слободы, в 16-​ти верстах от Петербурга. Правда, здесь уже были построены рыбацкие дворы, но с рыбаками быстро договорились, предоставив им другие участки земли и тони для рыбной ловли. 27 августа 1765 г. был подписан общий контракт с шестьюдесятью немецкими семьями на поселение в этом месте. Поскольку первоначально эта партия колонистов предназначалась для поселения около Саратова, колонию назвали Ново-​Саратовской (ныне – Новосаратовка).

Согласно условиям общих контрактов, новосаратовцы получали по 30 десятин земли. Это не просто больше среднего участка местных русских и финских крестьян, это значит, что одной лишь немецкой семье должны были передать участок, на которой уместилось бы шесть площадей равных Дворцовой площади! Однако правительство выполнить это условие контракта так до конца и не смогло.

Земли передавались не в собственность, а в вечное наследуемое пользование. На этой земле можно было работать, передавать её по наследству потомкам, а продавать нельзя, – только отдать обратно государству. Домами и хозяйственными постройками колонистов обеспечивала российская казна. По существу, они или приезжали на всё готовое, или получали денежный эквивалент стоимости дома на руки и могли обустроиться по своему вкусу.

Три первых колонии: Новосаратовская, Среднерогатская и Ижорская – составляли вместе один приход. Первые лютеранская церковь и школа были построены в Новосаратовке к 1768 г. Деньги для строительства в размере 6000 рублей Екатерина II выделила из своих личных средств, поэтому церковь освещена во имя святой Екатерины. Первая церковь была деревянной, а каменная появилась в 1835 г.

Вид на Новосаратовку, Адам Шмидт

Вид на Новосаратовку, 1930-​е гг. Рисунок Адама Шмидта из книги С.А. Шмидта «Немецкая колония в Новосаратовке под Петербургом» (Санкт-​Петербург, 2013 г.)

Екатерининская церковь в Новосаратовке

Современный вид Екатерининской церкви в Новосаратовке, фотография из книги С.А. Шмидта «Немецкая колония в Новосаратовке под Петербургом». Сейчас в здании бывшей лютеранской церкви располагается Теологическая семинария Евангелическо-​Лютеранской церкви России.

В 1830-​х-​1900 гг. вокруг Петербурга появилось множество дочерних немецких колоний, а в них – свои церковные здания или молитвенные дома.

Трудолюбивые немцы Ново-​Саратовской колонии выращивали хорошие урожаи на тощих приневских землях, удобряя их большим количеством навоза. Недостатка в этом «продукте» рядом с большим городом не было, ведь основным транспортным средством были лошади. Кроме того, ватерклозетов в Петербурге в те времена было немного, в основном, население пользовалось туалетами на основе выгребных ям. Это «добро» и использовали колонисты в качестве удобрения. Привозили они навоз из Павловска и Царского села, а также из разных районов города, по левому берегу Невы и переправляли его через Неву. Однако это можно было сделать лишь там, где были устроены причалы. Этот груз был неудобен тем, что издавал отвратительный запах. Из-​за этого у немцев часто возникали проблемы с жителями левобережья, особенно с жителями Рыбацкой слободы.

Колонисты имели хорошую возможность реализовать произведённые продукты земледелия и животноводства, опять же, находясь рядом с большим городом. Колонии богатели на глазах, они начали скупать у русских помещиков, и финнов близлежащие к колониям участки. Дочерние немецкие сельскохозяйственные колонии (18201914) основывались обычно несколькими, а иногда и одной немецкой семьей, сильно разросшейся. Одна из дочерних немецких колоний находилась на современной территории Фрунзенского района – это Ново-​Александровская колония.

Имение Александровское (бывшее Кайкуши) ко второй половине XIX в. сменило уже несколько владельцев. Ещё в конце XVIII в. оно было распродано частями. Очередная владелица самой большой его первоначальной части, графиня Мария Константиновна Шуленбург, урождённая баронесса Шлиппенбах, в 1864 г. продала часть Александровского немецким колонистам (в основном, новосаратовским, а также ижорским и стрельнинским). Новая немецкая колония получила название Ново-​Александровской.

В этом же году колонисты обратились в Санкт-​Петербургскую губернскую чертёжную с просьбой командировать землемера для размежевания 318-​ти десятин купленной ими земли на 23 участка «согласно купчих крепостей». Новыми хозяевами купленных земель стали немецкие колонисты по фамилиям: Бич, Вализер, Герлеман, Грауле, Грейнер, Керн, Людвих, Мейер, Рейх, Финк, Фогельгезанг, Шмидт, Штейнмиллер, Штро, Эйктер, Юнг.

В качестве конкретного примера расселения сыновей одного колониста приведу содержание завещания Адама Штро из Ново-​Саратовской колонии от 12 сентября 1874 г., в котором он даёт распоряжения в отношении каждого наследника. У Адама Штро было 4 сына, 2 незамужние дочери и несколько замужних дочерей, которых он в завещание не включил, так как уже дал им приданное. Старший сын Фёдор, больной человек, должен был жить у одного из братьев, получая 1 рубль в месяц, готовое платье и питание. Яков получил 15 десятин 937 кв. сажен земли, купленной в 1856 г. старшим братом в Уткиной заводи. Андрей получал надел в Ново-​Саратовской колонии под № 30 со всеми строениями и службами. Карл получал землю площадью 14 десятин со всем имуществом в селе Александровском, приобретённую Адамом Штро у графини фон дер Шуленбург.
Потомки Карла Штро жили в Ново-​Александровской колонии до самой Великой отечественной войны.

Ново-​Александровская колония состояла из одной улицы (ныне это Проспект 9-​го января) и нескольких переулков. Здесь размещалось около 100 деревянных домов. Был и деревянный молельный дом. За домами колонии находились огороды, а дальше – поля и лес. Такой эту колонию можно было видеть до 1960-​х гг. С восточной стороны от колонии располагалось Преображенское кладбище (ныне – кладбище Памяти жертв 9-​го января).

По сообщению бывшей жительницы Ново-​Александровской колонии, Нины Ивановны Ширяевой, урождённой Цветковой в Ново-​Александровскую колонию охотно переселялись семьи рабочих и служащих-​железнодорожников. Квартиры в колонии сдавались дёшево, а то и вовсе за дрова. Дрова железнодорожникам выдавались бесплатно в больших количествах, да и колония находилась совсем рядом с железной дорогой (со станцией Обухово).

После 1917 г. Ново-​Александровская колония относилась к Октябрьской волости Петроградского уезда, позже — Слуцкому району Ленинградской области, с 1950 г. – к Невскому, а с 1961 г. – к Фрунзенскому району Ленинграда. В конце 1920-​х гг. молельный дом в колонии (его местные жители называли кирхой) закрыли, и в этом здании в разное время помещались библиотека, начальная школа, клуб.

Молельный дом в Ново-Александровской колонии

Молельный дом в Ново-​Александровской колонии. Фотография любезно предоставлена бывшей жительницей Ново-​Александровской колонии Ниной Ивановной Ширяевой, урождённой Цветковой (на фото справа).

В 1937 г. были арестованы многие колонисты-​немцы. В основном, это были мужчины, но в некотором случае арестам подвергались целые семьи. К 1941 году немцев в Ново-​Александровской колонии почти не осталось, а тех, кто ещё оставался, вывезли куда-​то в Сибирь и немногие из них вернулись обратно.
Жители Ново-​Александровской колонии всегда держали скот. В начале войны, в 1941 г. скотину пришлось сдать государству. По рассказам той же Нины Ивановны Ширяевой, коров отвели на сборный пункт в Рыбацкое, а взамен получили по 9 килограмм мяса за корову и документ, подтверждающий сдачу коровы. По этому документу после войны скотину вернули из тех чёрно-​белых коров, которых вывезли из Германии.

После войны Ново-​Александровская колония оставалась поставщиком молока. Во многих дворах держали по несколько коров. Однако на этот промысел приходилось платить продовольственный налог – сдавать молоко или масло в приёмный пункт в Рыбацком. Я помню, как в детстве к нам по утрам приходила из колонии, расположенной километра за полтора-​два от нашего дома, молочница. Она приносила свежее молоко, поднималась к нам на второй этаж и на кухне отливала его мерной кружкой в нашу посуду. Трудозатраты этого промысла по нынешним понятиям немыслимы.

В 1960 г. по инициативе первого секретаря ЦК КПСС и председателя Совета Министров СССР Никиты Сергеевича Хрущёва запретили держать скот в городской черте. С этого же времени территория Ново-​Александровской колонии стала быстро сокращаться из-​за нового строительства и постепенно, кажется, к середине 1970-​х гг., колония перестала существовать.

Преображенское общегородское городское кладбище основано в 1872 г. по обе стороны Николаевской железной дороги, рядом со станцией Обухово. Старые городские кладбища к этому времени исчерпали свои ресурсы, новых мест для захоронения в городской черте не было. Кроме того, считалось, что хоронить в непосредственной близости от жилья небезопасно в санитарно-​гигиеническом отношении. С 1854 г. в Петербурге действовала городская комиссия по устройству кладбищ. В 1871 году по результатам деятельности этой комиссии, согласно высочайшему повелению, началось устройство двух загородных кладбищ. Расположились они вблизи Николаевской и Финляндской железных дорог. Кладбище по Финляндской железной дороге назвали Успенским. Оно, под названием «Северное кладбище», существует до настоящего времени у станции Парголово.

Преображенское кладбище изначально было разделено железной дорогой на два участка: православный (западный) и иноверческий (восточный).

Преображенское кладбище и часть Ново-Александровской колонии на карте 1916 г.

Преображенское кладбище и часть Ново-​Александровской колонии на карте 1916 г.

6 августа 1872 г. на 10-​й версте от Петербурга по Николаевской дороге была заложена деревянная шатровая церковь во имя Преображения Господня (архитектор П. Ю. Сюзор). Церковь эту освятили 19 ноября того же года. По ней новое кладбище получило название Преображенского. Одновременно начались работы по благоустройству кладбищенской территории, окруженной земляным валом. Здесь проложили дороги, прорыли дренажные канавы для осушения почвы, провели озеленение. Православную часть разделили на шесть участков, названных по важнейшим церковным праздникам.

Иноверческий участок, расположенный восточнее от железнодорожного полотна, имел римско-​католическое, магометанское, лютеранское, иудейское и караимское отделения.

Фрагмент 1 плана Преображенского кладбища 1903 г.

Фрагмент 1 плана Преображенского кладбища 1903 г.

Фрагмент 2 плана Преображенского кладбища 1903 г.

Фрагмент 2 плана Преображенского кладбища 1903 г. Иноверческий участок

Для провоза гробов из города на Преображенское кладбище в конце Полтавской улицы выстроили приемное здание с отделениями для разных исповеданий. От приёмного здания железнодорожная ветка вела к Николаевской железной дороге. Специальные погребальные вагоны доставляли гробы к платформе у кладбища. Захоронения на кладбище начались 1 декабря 1872 г.

Преображенское кладбище было первым в Петербурге, подчиненным непосредственно городской администрации, а не церковному правлению. Общее руководство осуществлял санитарный попечитель, избираемый Городской думой. Комиссия по устройству кладбищ разработала правила и инструкции для персонала. Из городского бюджета на работы по кладбищу израсходовали больше полумиллиона рублей. Уровень благоустройства здесь был значительно выше, чем на старых городских кладбищах и, тем не менее, из-​за удаленности этого некрополя от города, петербуржцы избегали хоронить здесь своих родных. Долгое время на Преображенском кладбище хоронили лишь бедных, а места, отведенные для дорогих, высокооплачиваемых разрядов, пустовали.

С 1887 г. на Преображенском кладбище отвели специальное место для погребения нижних чинов квартировавших в столице военных частей. Здесь построили каменный храм во имя Святого Александра Невского (18951896 гг., военный инженер В.А. Коляновский). По воспоминаниям моей мамы, в народе эту церковь называли «солдатской».

Церковь Святого Благоверного Князя Александра Невского на Преображенском кладбище

Церковь Святого Благоверного Князя Александра Невского на Преображенском кладбище. Фотография 1905 г. Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-​Петербурга.

К 1909 г. на Преображенском кладбище похоронили свыше 250 тыс. петербуржцев. В начале XIX в. здесь построили еще одну, деревянную церковь во имя иконы Казанской иконы Божией Матери (19031905 гг., архитектор В.А. Демяновский).

В 1881 году на кладбище тайно похоронили казненных народовольцев, организовавших покушение на императора Александра II. По одним данным на этом месте сейчас постройки домостроительного комбината, во 2-​й половине 1930-​х гг., сюда же привозили останки жертв сталинских репрессий. По другим данным расстрелянных в НКВД хоронили за «солдатской» церковью, там, где сейчас могилы «афганцев».

В 1901 г. на кладбище похоронили погибших участников «Обуховской обороны» 1901 г., а в январе 1905 г. здесь происходили массовые захоронения жертв «Кровавого воскресенья».

В 19141916 гг. воинский участок стал именоваться «Братским кладбищем Жертв Великой Европейской Войны», на нем погребено свыше 10 тысяч воинов, умерших от ран в столичных госпиталях. В 1918 г. в братской могиле захоронены жертвы расстрела демонстрации в поддержку Учредительного собрания.

Преображенская церковь на кладбище была приходской. С момента освящения более 40 лет прослужил в церкви протоирей Никанор Петрович Бобров; перед революцией настоятелем состоял протоирей Алексий Андреевич Чужбовский. Жил он рядом с кладбищем в Ново-​Александровской колонии на проспекте 9-​го января. По рассказу бывшей жительницы Ново-​Александровской колонии Н. И. Ширяевой, урождённой Цветковой, отец Алексей Чужбовский крестил её на квартире Цветковых в день похорон В.И. Ленина – 27 января 1924 г.

Священник А.А. Чужбовский и цветочница А.П. Николаева были арестованы за «распространение клеветнических слухов» о том, что на кладбище хоронят расстрелянных. Именно на Преображенское кладбище в ночь на 29 декабря 1937 г. привезли среди других расстрелянных и тело самого Чужбовского. Могильщик опознал его, похоронил в стороне и сообщил об этом его семье. Пострадали и другие члены семьи Чужбовских.

Алексей Андреевич Чужбовский с женой.

Алексей Андреевич Чужбовский с женой. Фотография из семейного архива Чужбовских

В 1925 г. православная часть Преображенского кладбище была переименована в кладбище Памяти жертв 9-​го января. Нет точных сведений, но, вероятно тогда же, иноверческая часть Преображенского кладбища переименована в Еврейское кладбище.

Преображенская и Казанская церкви снесены в начале 1920-​х гг. На месте Казанской церкви в 1931 г. над братской могилой восьмидесяти восьми жертв Кровавого воскресенья 9 января 1905 г. по проекту М.Г. Манизера сооружен памятник. По словам уже упоминавшейся здесь Н.И. Ширяевой, жертвы 9-​го января первоначально были похоронены у солдатской церкви. Их прах по случаю установки памятника жертвам 9-​го января был перенесен с первоначального места погребения на новое место – под памятник.

Казанская церковь на Преображенском кладбище

Казанская церковь на Преображенском кладбище

Памятник жертвам 9-го января

Памятник жертвам 9-​го января, установленный на месте снесённой Казанской церкви (источник — syn​thart​.live​jour​nal​.com)

В годы Великой Отечественной войны 194145 гг. через кладбище и Ново-​Александровскую колонию проходила линия укреплений. На станции «Обухово» стоял бронепоезд, за домами колонии располагались артиллерийские батареи. На территории кладбища доныне сохраняются, как памятники этого времени, 4 дота.

Один из дотов на кладбище Памяти жертв 9-го января

Один из дотов на кладбище Памяти жертв 9-​го января (источник — city​walls​.ru)

Зима 19411942 гг. была в блокадном Ленинграде самой страшной. На кладбище свозили трупы, их было великое множество, и временных хранилищ для них не хватало. Трупы горами лежали прямо на улице, местным жителям приходилось ходить мимо них, но все нормальные для мирного времени чувства так притупились, что страха не было.
Мёртвых хоронили на кладбище в огромных братских могилах. Один из знакомых, соседей моей мамы, Николай Васильевич Шматов руководил этими похоронными работами. Моя, молоденькая тогда, родственница Женя (Евгения Андреевна Филатова, урождённая Кручинина) работала на подготовке братских могил. Замёршую землю взрывали, потом лопатами яма расчищалась, в неё складывали трупы и закапывали. Сюда отвезли зимой 19411942 гг. и многих моих родственников.

Имена захороненных в братских могилах на кладбище Памяти жертв 9-​го января можно узнать в книге памяти «Блокада, 19411944, Ленинград», изданной в 19982006 гг. в 35 томах.
Площадь современного кладбища Памяти жертв 9 января – около 75 гектар. Здесь и в наше время продолжаются погребения. К сожалению, старинных надгробий и склепов, относящихся к XIX-​началу XX века, которых было ещё много в 1950-​е гг., почти не сохранилось. Каменная «солдатская» церковь передана старообрядцам и заново освящена в 1983 г. как Покровская.

Еврейское кладбище в настоящее время тоже является действующим. Оно представляет собой один из важных центров духовной жизни еврейской общины города.
Входу в некрополь придают торжественный и монументальный вид главные ворота и дом омовения (19091912 гг., архитектор Я.Г. Гервиц), который в настоящее время реконструируется. Здесь, в отличие от кладбища Памяти жертв 9-​го января, ещё сохранилось много старинных надгробий и склепов, хотя находятся они далеко не в лучшем состоянии.

Главные ворота Еврейского кладбища

Главные ворота Еврейского кладбища (источник — city​walls​.ru)

Дом омовения на Еврейском кладбище

Дом омовения на Еврейском кладбище (источник — city​walls​.ru)

Старинные склепы на Еврейском кладбище

Старинные склепы на Еврейском кладбище

Старинные склепы на Еврейском кладбище (источник — city​walls​.ru)

Могила М.М. Антокольского на Еврейском кладбище

Могила М. М. Антокольского на Еврейском кладбище (источник — m​-necropol​.ru)

На Еврейском кладбище похоронены многие известные люди — общественные деятели, благотворители, писатели, врачи. Назову некоторых из них.
Марк Матвеевич (Мордух Матысович) Антокольский (18431902), – известный скульптор, многие работы которого («Иван Грозный», «Смерть Сократа», «Мефистофель», «Нестор-​летописец» и другие) хранятся в Русском музее.
Самуил Соломонович Поляков (18371888) – строитель железных дорог, государственный и общественный деятель, благотворитель.
Барон Давид Горациевич Гинцбург (18571910) — востоковед-​семитолог, издатель, меценат, общественный деятель.

Вера Фёдоровна Андрейчева

Краевед, автор книг о Петербурге

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Joomla SEF URLs by Artio
Хотите стать первыми, кто будет узнавать о появлении новых увлекательных статей?

Подпишитесь на рассылку электронного журнала и будьте в курсе самых последних новинок!
Нажимая на кнопку «Подписаться», Вы соглашаетесь c «Политикой конфиденциальности», согласно которой личные сведения, полученные в распоряжение ООО «Прогулки по Петербургу», не будут передаваться третьим организациям и лицам за исключением ситуаций, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.