Образ Ленинграда в войне

27 января — день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Сегодня интернет заполнен воспоминаниями блокадников, участников боёв под Ленинградом, военными историями и архивными фотографиями. Мы тоже не можем пройти мимо этой даты. Во множестве опубликованных ныне блокадных текстов окружённый Ленинград служит фоном, местом действия. Вместе с тем, не так уж и часты воспоминания о городе как таковом. Каков он был — блокадный Ленинград? Конечно — страшный, ведь смерть подстерегала ленинградцев на каждом шагу. Будь то от разрыва бомбы, или от голодного бессилия.

Пародоксально, но опустевший город был не просто страшен. Он был страшно красив. Свидетелем тому был архитектор Лев Александрович Ильин, описавший любимый город в первую суровую блокадную зиму. «Образ Ленинграда в войне» — одна из глав книги Л. А. Ильина «Прогулки по Ленинграду». Именно ей, в этот памятный день, мы делимся с вами, нашими читателями.

Лев Александрович Ильин
Лев Александрович Ильин

Город несравненного архитектурного единства, не только внешнего, но и внутреннего. Не только он сам един, но вместе со своими окрестностями, где среди болот и холмов, рек и лесов, преобразив их, основались и выросли города-​резиденции, вместе с тем город – символ двухсотлетнего периода истории великой страны, периода, когда она прошла от жестоких преобразований Петра до суровой революции Ленина.

Ленинград, Царское Село – Пушкин вместе с Павловском, Петергофом, Ораниенбаумом, Гатчиной, всё это – не только архитектурный пейзаж – коллекция памятников, но монументальное выражение гигантского развития русского духа, русского гения, за короткий срок обратившего Московское государство в Российское, и затем в Страну Советов.

За памятниками Ленинграда, Петергофа, Пушкина стоит целая эпоха. Ленинград многое видел при своём росте. Его рост – это история, это цепь событий. Ленинград времени Отечественной войны сегодняшних дней – новая эпическая страница его бытия.

История не знает такой длительной осады города многомиллионного, такого, как Ленинград.

Черты облика Ленинграда лаконичны, просты, суровы и прекрасны. Ленинград войны ещё суровее, суров до трагизма и прекрасен, как классическая трагедия для тех, кто в нём жил, с ним жил, его видел (с ним переживал войну Отечественную) во время войны и осады.

Драма войны нарастает. Начало войны. Необыкновенно жаркое, почти южное лето. Враг далеко, но воздушные тревоги уже в ходу.

Стояли июль, август. Сухая испарина перегретого воздуха, в котором строгая, но колоритная архитектура города глядит, по южному играя светотенью, рефлексом, отражениями в водах Невы и каналов. Золото шпилей, куполов, сверкая, тает в воздухе. Летняя толпа ещё густо заполняет улицы, ещё передают цветы.

Сентябрь – сплошные воздушные атаки. Первые раны наносятся до того цельному телу города. Ленинград – город крупных строений, поэтому раны – это полдома, иногда дом, иногда часть улицы. 1 ½ месяца атак с воздуха и артиллерии наносят эти многие раны, но улицы города широки, площади широки, здания громадны, и в октябре силуэт города, его перспективы те же. Город по-​прежнему гордо стоит всем своим мощным телом… И так до сих пор – после восьми месяцев войны и полугода осады…

«Люблю тебя, Петра творение, люблю твой строгий, стройный вид…» — эти строки великого нашего поэта – не холодная классическая риторика. Они страстный гимн классическому образу Ленинграда. Да, именно теперь, когда на стройное тело города сыплются удары воздушных атак и артиллерийских шквалов, нельзя не любить его по-​пушкински страстно.

До чего он был прекрасен в необыкновенно солнечную осень 1941 года – и до чего он великолепен в суровейшую зиму 1942 года.

222930 градусов Цельсия. В течение трёх месяцев – воздух, промерзший насквозь, здания засыпаны снегом и стоят на белом ковре; на решётках, на украшениях, скульптурах, памятниках иглы инея в несколько сантиметров длины. Сквозь промерзшую розово-​золотую мглу воздуха яркое солнце освещает лаконичные памятники Ленинграда, сообщая им аспект гигантских призраков. Всё лишено ненужных подробностей, всё смягчено в контурах, формах. Лаконичный стиль города ещё удесятерён этим в сторону прекрасного. Северная Пальмира! Да, тот, как жил в эту зиму в Ленинграде – может этому определению поверить, видя город в этом освещении зимнего солнечного дня, зимнего заката, долгой зимней лунной ночи при одной луне, без другого освещения. Город – монументальная сказка. Исаакий – розово-​серое видение, улица России – как бы фарфор веджвуд, золотисто-​розовый, над которым нежный, весь пронизанный морозом бархат голубого неба. Нет места для анализа, разум уступает место чувствам – видишь истинно прекрасное, где природа суровейшая, жесточайший мороз, едва переносимый, создали из архитектуры, из творения рук человеческих – нечто непередаваемое, нечто неописуемо прекрасное. Написать, нарисовать – нельзя. Можно запомнить и никогда уже не забыть – тем, кто имеет глаза. Но надо сказать, что в эту зиму, со всеми её ужасами, глаза разверзлись – все говорили: «Как прекрасен наш город!» И это прекрасное открывалось во время войны. И думается, что враг видел и ощущал другой раз это прекрасное, но всё же он разил памятники, но не сразил город. Нет! Он стоит, крепкий и прекрасный сегодня!

«Люблю, военная столица, твоих парадов шум и блеск…» Пушкин не прошёл мимо, прежде всего, военного характера образа Петровской столицы. Громадный промышленный центр, теперь и торговый порт – Ленинград родился как Петербург под военным знаком, так сложился он, таким продолжает быть. Прежде всего – военный город. Таковы и главные памятники, составные части его облика: ансамбль крепости в центре города – его историческое сердце, низкое тело гранитных бастионов. Петрополь выплывает при наводнении, «как тритон, по пояс в воду погружён…». Поддерживая стройный силуэт собора – с великолепным золотым шпилем его колокольни, эта крепость – Петрополь – не только символ всего заложенного в 1703 году – крепости и города-​окна в Европу, но символ зарождения военной мощи страны, её армии и флота. Недаром в крепости в особом монументальном павильоне стоит Ботик Петра – дедушка русского флота.

Крепость – кругом обстрелянная, с воронками снарядов в метровом льду – стоит незыблемо… Рядом с этой крепостью, образуя центр города у Невы и являясь центром расходящихся лучей главных магистралей города, стоит Адмиралтейство. Золотая игла бельведера над входом – так корреспондирует шпилю собора в крепости. Со времени Петра эта база развития нашего флота. С начала XIX века, преображённое гением зодчего Захарова, это великолепное здание петербургского ампира – блестящий памятник. Самое протяжённое здание в Европе – 495 метров главного фасада, оно пока тоже счастливо стоит нетронутым, привычно объединяя южную часть города. Адмиралтейство прекрасно и недаром отмечено и воспето Пушкиным.

Нет ансамбля площади ни в одном городе мира более цельного, и в то же время военного по облику, чем Дворцовая площадь. Триумфальный военный форум, великий памятник славы и грандиозная сцена военных парадов. Арка штаба Росси и колонна Александровская Монферрана – грандиозные, лаконичные элементы военной декорации – самая грандиозная триумфальная арка и самая высокая и простая памятная колонна в мире. Пышное барокко Растрелли, в котором создан Зимний дворец – всё же серьёзен, грандиозен, не наряден, не игрив, как другой раз архитектура этого мастера. Поэтому Зимний и огромное здание штаба Росси, и колонна слились в один стройный, серьёзный, дуалистический по стилю ансамбль, в котором, однако, полное единство архитектоники.

На площади, как говорят, несколько лёгких ран, но колонна стоит нетронутая даже без защиты. Но сколько потерял бы город и мировая архитектура, если бы снаряд разбил гранитный монолит стержня колонны?

Александр Викторович Чернега

  • Главный редактор журнала
  • Член правления Союза краеведов Санкт-​Петербурга
  • Генеральный директор ООО «Прогулки по Петербургу»

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Joomla SEF URLs by Artio
Хотите стать первыми, кто будет узнавать о появлении новых увлекательных статей?

Подпишитесь на рассылку электронного журнала и будьте в курсе самых последних новинок!
Нажимая на кнопку «Подписаться», Вы соглашаетесь c «Политикой конфиденциальности», согласно которой личные сведения, полученные в распоряжение ООО «Прогулки по Петербургу», не будут передаваться третьим организациям и лицам за исключением ситуаций, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.