По проспекту Ветеранов. Часть 6

Впереди – последний участок нашего пути по проспекту Ветеранов. И начинается он перед улицей Пограничника Гарькавого.

Эти земли в восемнадцатом-​девятнадцатом столетии принадлежали различным владельцам, в частности – англичанам. А чуть больше века назад тогдашние их хозяева – братья Львовы – решили разбить здесь ещё один посёлок на Петергофской дороге и назвать его Сосновой Поляной. На плане посёлка 1911 года, хранящемся в ЦГИА СПб, видно, что на его территории предполагались три переулка – Садовый, Центральный и Дачный (соотнести их с более поздними проездами пока не удалось). Они должны были проходить между двумя улицами, шедшими от Петергофского шоссе – Морской и Бульварной.
В отличие от запланированной восточнее «Тавриды», Сосновая Поляна сумела более-​менее состояться как одно из небольших предместий Северной Столицы. В 1925 году она была присоединена к городу Урицку, но продолжала сохранять некоторую обособленность от его территории. В конце 1920-​х годов была введена в строй железнодорожная платформа Сосновая Поляна. С сентября 1941 года по январь 1944 года посёлок был оккупирован, а после изгнания войск противника началось восстановление, сопровождавшееся строительством новых жилмассивов. Деревянные и каменные дома, возведённые по разработанному ещё в 1946 году проекту в мастерской знаменитого зодчего Андрея Оля, образовали новый ансамбль. Сейчас, впрочем, деревянных домов уже не осталось, а вот каменные до сих пор пока ещё есть. Почему «пока» – будет сказано чуть ниже. Следствием строительства стало появление новых проездов – в конце 1951 года свои имена получили улицы Мира и Пионеров (ныне, соответственно, Новобелицкая и Добрушская). В том же 1951 году возобновилось движение трамваев по Стрельнинской линии до Сосновой Поляны.

В 1960-​х годах стартовал новый виток жилищного строительства, совпавший с присоединением Урицка и Сосновой Поляны непосредственно к Ленинграду. В качестве одной из идей по развитию территорий ещё в пятидесятых годах, в частности, предлагалось создать жилой район на 60 тысяч человек к югу от Сосновой Поляны – на землях между железной дорогой и Волхонским шоссе. Однако она так и не была воплощена. А вот в Сосновой Поляне развернулось новое жилое строительство. Макет проекта её планировки был опубликован в журнале «Строительство и архитектура Ленинграда» в 1963 году, в статье за авторством известного архитектора Владимира Гайковича. Любопытно, что в ней будущий проспект Ветеранов, на тот момент ещё не наименованный, был назван Отечественным.

Макет проекта планировки Сосновой Поляны, 1963 год (источник: журнал «Строительство и архитектура Ленинграда», 1963 год, № 11)

Облик проспекта Ветеранов на этом участке в значительной степени был сформирован уже в 1970-х.С карты города в то же время ушёл ряд старых улиц (хотя Морская формально продержалась до декабря 1983 года). Бульварную же переименовали, причём в не совсем обычной ситуации. Дело в том, что ещё в январе 1964 года был наименован проезд, который планировалось проложить в северной части Полежаевского парка. Назван он был в честь майора Алексея Гарькавого, в первые дни войны оборонявшего свои позиции на советско-​финской границе, сумевшего выйти из окружения, но всё же погибшего осенью 1941 года – уже на «Невском пятачке». Улица Пограничника Гарькавого должна была соединить нынешний проспект Маршала Жукова с улицей Чекистов. Однако за следующее после наименования десятилетие планы переменились, и тогда вместо несостоявшегося проезда имя майора-​пограничника было решено присвоить Бульварной улице, которая с 1974 года и носит своё нынешнее название.

Памятная табличка на улице Пограничника Гарькавого, 2017 год (источник: из личного архива автора)


Далее, менее чем через 200 метров, проспект Ветеранов пересекает ещё одна улица, правда она несколько уже, чем улица Пограничника Гарькавого. Носит она несколько необычное название – 2-​я Комсомольская. Необычно оно тем, что 1-​й Комсомольской нет на карте города уже более полувека – 2-​я же уцелела (хотя и её планировали переименовать). В своё время на её месте проходила аллея усадебного парка. Эта усадьба (современный адрес – улица Чекистов, 3) принадлежала в разное время Петру Демидову, брату упомянутого в прошлой части Александра Демидова, купцу Матисену и его наследникам, генерал-​майору Штрандману (от фамилии которого произошло прежнее наименование западной части современной улицы Чекистов и той местности, где она проходит – Штрамповка). Уже в середине 1980-​х годов трассу 2-​й Комсомольской перегородил возведённый дом 160 по проспекту Ветеранов – однако для улицы предусмотрели арку.

Арка в доме 160 по проспекту Ветеранов по трассе 2-​й Комсомольской улицы, 2017 год (источник: из личного архива автора)

Ещё через почти пару сотен метров на нашем пути находится улица Лётчика Пилютова – та самая 1-​я Комсомольская (возможно, она же – «улица Комсомола» из документов 1940-​х годов). Она, как многие упомянутые ранее улицы, получила своё нынешнее название в январе 1964 года. Изначально же на её месте находилась просека парка одной из самых известных усадеб Петергофской дороги – Новознаменки, включившей в свой состав несколько участков (адрес сегодня – улица Чекистов, 13в). Хозяевами Новознаменки были представители семейств Апраксиных, Воронцовых, Нарышкиных, Мятлевых (при которых усадьба и получила своё имя), а в начале прошлого века здесь располагалась лечебница для душевнобольных. При Нарышкиных, в первой четверти XIX века, был обустроен лесопарк в южной части имения – современный парк Сосновая Поляна, занимающий ныне чётную сторону проспекта за улицей Лётчика Пилютова.

Улица Лётчика Пилютова, 2017 год (источник: из личного архива автора)

Здесь, на перекрёстке вышеуказанной улицы и проспекта Ветеранов трамвайная линия поворачивает в сторону проспекта Народного Ополчения, чтобы затем уже вернуться по улице Пограничника Гарькавого. Линия была введена в эксплуатацию в конце 1971 года, когда проспект Ветеранов только-​только де-​факто включил в свой состав участки в Лигово и Сосновой Поляне. Все эти годы по ней ходит 52-​й маршрут.

Надо сказать, что в первом десятилетии текущего столетия рассматривался вопрос о запуске по большей части трассы проспекта иной разновидности рельсового городского транспорта – «Надземного экспресса» (своего рода, скоростного трамвая, с дальнейшим соединением южных районов Петербурга). Впрочем, многие жители домов на проспекте от этой идеи были не в восторге, а экономический кризис похоронил перспективы реализации этого проекта в предлагавшемся виде.
Ещё один амбициозный проект, связанный с обликом города, но, в отличие от «Надземного экспресса», всё-​таки, хотя и не без проблем, но начатый, также касается этих мест. Территория между улицами Пограничника Гарькавого и Лётчика Пилютова к югу от проспекта Ветеранов попала под процесс реновации кварталов. На настоящий момент между 2-​й Комсомольской улицей и улицей Лётчика Пилютова уже возведено несколько новых домов, однако, дальнейшее строительство пока застопорилось из-​за сложностей с расселением одной из предполагающихся к сносу «хрущёвок». Впоследствии реновация должна коснуться и кварталов севернее проспекта – той самой территории, где и были возведены в послевоенные время каменные дома по проекту из мастерской Оля. Впрочем, пока реализация проекта для этих кварталов, нуждающегося в доработке, отложена.
За перекрестком, как уже было сказано, с южной стороны на проспект выходит парк Сосновая Поляна. Из зданий же на северной стороне стоит отметить дом 155 – на первом этаже этого вполне обычного дома находится Центральная районная библиотека Красносельского района, являющаяся крупным местным краеведческим центром.

Западная часть Сосновой Поляны (квартал 26), 1977 год (источник: «Квартальный Надзиратель» – приложение к журналу «СПб.Собака.Ру», 2013 год, № 118)

Наконец, мы подошли к улице, где ныне завершается фактически (а ранее, десятилетиями, завершался и формально) проспект Ветеранов. Улица эта носит несколько необычное название. В своё время, в 1964 году, её наименовали улицей Переднего Края – «в память переднего края обороны города, проходившего в южной части Кировского района», как было сказано в «Бюллетене Исполкома Ленгорсовета», хотя проходил он, как известно, несколько восточнее трассы улицы. Однако в 1971 году она получила новое имя – в связи с движением пионерстроевцев. Пионеры собирали макулатуру и металлолом, а вырученные средства отдавали в фонд комсомольских строек. С тех пор улица, идущая к проспекту от Петергофского шоссе так и называется – улицей Пионерстроя. Застройка её сформировалась в основном в 1970-​х годах, включая необычный извивающийся «дом-​змею», соединяющий в себе несколько домов (ул. Пионерстроя, д. 7 к. 13, д. 15 к. 3 и д. 19 к.2). За перекрёстком же с проспектом (чуть в стороне) располагается троллейбусное кольцо для 37-​го, а, с недавних пор, ещё и 46-​го троллейбусных маршрутов.

Место, где ныне де-​факто заканчивается (а ранее заканчивался и де-​юре) проспект Ветеранов, 2017 год (источник: из личного архива автора)

А дальше – река Сосновка (Миткази), образующая далее, за домами по нечётной стороне улицы Пионерстроя, живописные пруды. За ней – грузовая железнодорожная линия, идущая в сторону Петергофского шоссе и за него – к Ленинградскому Электромеханическому заводу. К этой линии прилегает промзона.
А ещё дальше – поле. Точнее сказать, было поле – совхоза «Предпортовый». Ныне же здесь, в местности, которую по аналогии с историческим районом Сергиево (в советское время и до прошлого года – Володарский) иногда называют Ново-​Сергиево, идёт реализация крупного строительного проекта под названием «Солнечный Город». Стройка длится уже несколько лет, и первые дома были введены в строй в конце прошлого года. Правда, были опасения по поводу того, какой адрес они получат – вполне вероятной была перспектива, что их придётся адресовать по Петергофскому шоссе, от которого они довольно далеко отстоят. Но в итоге им присвоили адреса именно по проспекту Ветеранов. Кроме того, и сам проспект формально продлили от улицы Пионерстроя до проспекта Будённого (до революции – Монастырского, поскольку он идёт от железной дороги к Троице-​Сергиевой пустыни). Кроме того, в восточной части квартала у него также предусмотрен перекрёсток, существующий пока лишь на бумаге – с улицей Маршала Мерецкова, в названии которой увековечено имя командующего Волховским фронтом. Однако фактическое продление, необходимое новым кварталам и прокладка по осваиваемой территории – дело, по всей видимости, не самого ближайшего времени. Стоит добавить, что существуют планы по развитию территорий и за проспектом Будённого, подразумевающие последующую пробивку проспекта Ветеранов в сторону стрельнинского Красносельского шоссе, но, разумеется, это также пока что лишь перспектива. Таким образом, сейчас проспект Ветеранов согласно городскому Реестру наименований заканчивается (опять-​таки – на бумаге) проспектом Будённого.

Строительство новых кварталов западнее улицы Пионерстроя, 2017 год (источник: из личного архива автора)

За сим, наше виртуальное путешествие по проспекту Ветеранов завершено. И хочется надеяться, что читатели «Прогулок по Петербургу» в ходе этого путешествия узнали что-​то новое о тех местах, где проходит одна из главных магистралей юго-​западных районов Петербурга.

Предыдущие статьи о проспекте Ветеранов:
По проспекту Ветеранов. Часть 1
По проспекту Ветеранов. Часть 2
По проспекту Ветеранов. Часть 3
По проспекту Ветеранов. Часть 4
По проспекту Ветеранов. Часть 5

При подготовке данного цикла статей использованы материалы:
- архивных фондов (ЦГИА СПб: 256, 1437; ЦГА СПб: Р-​38, Р-​7384, Р-​9628; ЛОГАВ: Р-​3173).
- книг: «Большой Топонимической энциклопедии: 15000 городских имён» (СПб., 2013) и C.Б. Горбатенко «Петергофская дорога: Историко-​архитектурный путеводитель» (СПб., 2013).
- журналов «Строительство и архитектура Ленинграда» (за 1959 и 196364 гг.).
- сайтов «Аэрофотосъёмка Второй Мировой Войны» (warfly​.ru), city​walls​.ru, «История Лигово под Петербургом» (ligovo​-spb​.ru), «Квартальный надзиратель» – электронной версии тематичских страниц журнала «СПб.Собака.Ру» (http://​kn​.sobaka​.ru/), «Окрестности Петербурга» (around​spb​.ru), pastvu​.com, «Средняя школа 481. Ленинград» (lenschule481​.narod​.ru/).

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Joomla SEF URLs by Artio
Хотите стать первыми, кто будет узнавать о появлении новых увлекательных статей?

Подпишитесь на рассылку электронного журнала и будьте в курсе самых последних новинок!
Нажимая на кнопку «Подписаться», Вы соглашаетесь c «Политикой конфиденциальности», согласно которой личные сведения, полученные в распоряжение ООО «Прогулки по Петербургу», не будут передаваться третьим организациям и лицам за исключением ситуаций, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.