Стосковавшимся по весне: «Ботанические экскурсии по городу»

Краеведов как людей, оперирующих понятиями отвлечёнными, любителей погрузиться в атмосферу былых эпох, люди со стороны иногда припечатывают эпитетом «ботаник». Сегодня мы доведём этот образ до логического завершения, так как говорить будем про ботанические экскурсии по городу. Именно так называется книга — предмет сегодняшнего обзора. Однажды, гуляя под сенью благословенных деревьев в Царском селе, я поняла, что могу назвать всего лишь несколько из них. В результате библиографических изысканий обнаружилось, что литературы, которая бы описывала зелёный мир Петербурга не в историческом разрезе – в контексте развития садово-​паркового искусства в городе – практически нет. За исключением одного издания. «Ботанические экскурсии по городу» — книга, вышедшая в 2000 году в издательстве «Химиздат», написана двумя петербургскими учёными-​ботаниками – Тамарой Константиновной Горышиной и Марией Евгеньевной Игнатьевой. Научно-​популярное издание тиражом в три тысячи экземпляров адресовано «преподавателям биологии и экологии, студентам, старшеклассникам и любителям природы». И, конечно, просто внимательным к своему городу петербуржцам, добавим мы.

Почему появилась такая книга, авторы объясняют в предисловии, ведь, казалось бы, город – не лучшее место для экскурсии ботанической. И вместе с тем, обнаруживается сразу несколько причин присмотреться к городской флоре. Во-​первых, жители мегаполиса, в том числе, их дети, зачастую лишены возможности соприкасаться с природой где-​либо кроме города – дачи есть не у всех, а у кого-​то и на даче глаз настроен на другое. Во-​вторых, «городская природа» в силу урбанизации уже стала самостоятельной частью биосферы и занимает на земле существенную площадь, это привычный для нас «природный фон». В-​третьих, нам полезно уметь замечать подсказки городской флоры – ведь она сигнализирует об экологической ситуации в окружающем пространстве. К этой убедительной аргументации уже в предисловии добавляется мысль, красной нитью проходящая через всю книгу: растения – наши зелёные соседи, они — живые существа, давайте же знать о них больше, чтобы жить в содружестве. Этот добрый девиз добавляет книге тихого обаяния.

Как добавляет его и язык, которым написана книга – образный и живой, и одновременно не теряющий научности (авторы отмечают, что в книге использованы материалы лекций, прочитанных ими в Санкт-​Петербургском государственном университете в рамках курсов «Антропогенная растительность», «Экология растений» и «История садово-​паркового искусства»). «В ясные дни ранней весны, когда солнце заметно нагревает безлистные ветви деревьев и кустарников, на поверхности снега можно заметить узорные проталины – «тени» низко нависших ветвей, отдающих тепло снеговому покрову», — чтобы просто представить это, надо отвлечься от суеты.

Структура книги чётка и логична. Сначала авторы вооружают читателя основными понятиями в мире городской флоры – рассказывают, в чем отличия жизни растений в городе от жизни в естественных условиях, как растения попадают в города. Здесь вы узнаете, что, как ни странно, деревья бывают сорняками, и даже очень активными сорняками. Затем нам предлагают пробежаться «от окраины к центру» по основным местообитаниям растений в городе: например, присмотреться к пробивающимся между гранитными глыбами упорным росткам – как смогли они выбраться к свету? Это не чудо, но законы физики — в разговорах можно будет козырять терминами «осмотическое давление» или «литофит». Нам зовут проанализировать «состав населения» палисадников в жилых районах Петербурга, рассмотреть заросли на окраинах без предвзятости: оказывается, что к так называемой рудеральной флоре (растениям, существующим на мусорных местообитаниях вблизи человеческого жилья) – не Петербурга, конечно, но южноевропейских городов – относится знаменитое, увековеченное в коринфских капителях растение акант. Проанализировав несколько местообитаний городских растений, авторы уделяют отдельное внимание «организованному» растительному миру города – паркам и садам, а также некрупным формам – газонам, цветникам. В отличие от большого количества сугубо профессиональной литературы о том, как разводить и содержать зелёные насаждения в городе, акцент в нашем издании сделан на то, чтобы рассказать любознательному экскурсанту о жизни разных форм зелёных насаждений в Петербурге.

Третья часть книги самая поэтичная – она содержит наблюдения за природой города в течение разных времён года: «Когда в город приходит весна», «Осенние прогулки», «В зимнюю пору». «Первое цветущее растение в городе – это мать-​и-​мачеха, зацветающая в среднем 15 апреля, но в особо прогреваемых местах (например, под стенами или у бетонных столбов) можно найти «выскочек», зацветших на 12 недели раньше. Мелкие россыпи золотых соцветий-​корзинок мать-​и-​мачехи появляются в самых неприглядных местах: на пустырях, свалках, травянистых откосах и т.д.» – и вот мы уже вооружены новой оптикой для восприятия мира вокруг.

Авторы приводят методические указания для проведения экскурсий – подробные советы по сбору гербария (для того, чтобы лучше запомнились, соотносились названия и внешний вид растений); прилагают изрядный список рекомендуемой научной и справочной литературы. Назвав свою книгу «Ботанические экскурсии», они не предлагают конкретных маршрутов – лишь дают варианты, направляют наше внимание. Но главное, чему учат нас учёные-​ботаники, авторы этой замечательной книги, хорошо описывает такой эпизод из воспоминаний художника Константина Коровина о художнике-​пейзажисте Исааке Левитане:

«Летом Левитан мог лежать на траве целый день и смотреть в высь неба. «Как странно все это и страшно,- говорил Левитан,- как хорошо небо, и никто не смотрит. Какая тайна мира — земля и небо. Нет конца, никто никогда не поймет этой тайны, как не поймут и смерть».

Я любил солнце, радость жизни, цветы, раздолье лугов. И однажды у пригорка за городом, где внизу блестел ручей струей бегущей воды, расцвел шиповник, большие кусты его свежо и ярко горели на солнце, его цветы розовели праздником радости весны.

— Исаак, — сказал я, — смотри, шиповник, давай поклонимся ему, помолимся.

И оба мы, еще мальчишки, встали на колени.

— Шиповник! — сказал Левитан, смеясь.

— Радостью славишь ты солнце, — сказал я, — продолжай, Исаак…

— …и даришь нас красотой весны своей.

— Мы поклоняемся тебе.

Мы запутались в импровизации, оба кланялись шиповнику и, посмотрев друг на друга, расхохотались: “До чего глупо!”.

Как хорошо в суете дня вслед за художниками вдруг увидеть, как прозрачными становятся листья лип в солнечном свете. Обратить внимание ребёнка на то, как преображается природа в разные сезоны. Почерпнуть упорства и воли к жизни у пробившегося сквозь бетон растеньица. Авторы книги ставят основной целью экологическое просвещение, но попутно достигают и другой цели — возвращают нас в мир, где можно неспешно любоваться красотой цветка, листика, дерева.

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Joomla SEF URLs by Artio
Хотите стать первыми, кто будет узнавать о появлении новых увлекательных статей?

Подпишитесь на рассылку электронного журнала и будьте в курсе самых последних новинок!
Нажимая на кнопку «Подписаться», Вы соглашаетесь c «Политикой конфиденциальности», согласно которой личные сведения, полученные в распоряжение ООО «Прогулки по Петербургу», не будут передаваться третьим организациям и лицам за исключением ситуаций, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.