В.И. Аксельрод о краеведческом образовании школьников

Недавно своё 70-​летие отметил один из основателей современного петербурговедческого движения, педагог, заместитель председателя правления Санкт-​Петербургского союза краеведов Владимир Ильич Аксельрод. «Прогулки по Петербургу» искренне поздравляют Владимира Ильича, желают ему крепкого здоровья и сил для продолжения успешной общественной деятельности. Нам удалось взять интервью у юбиляра в его рабочем кабинете, который находится в Аничковом дворце.

Владимир Ильич, здравствуйте. Прежде всего, поздравляем Вас с юбилеем! Вы прошли большой путь, который отмечен множеством успехом на ниве просвещения, продвижения изучения истории и культуры Петербурга среди детей. Расскажите, а с чего всё началось? Каковы, по Вашему мнению, главные этапы этого пути?

Владимир Ильич Аксельрод
Владимир Ильич Аксельрод

У меня всё началось с увлечения собиранием открыток с изображениями репродукций картин. Ещё в пятом классе, отдыхая на даче под Зеленогорском, я познакомился с товарищем, который там же отдыхал. Он был страстным филокартистом и показал мне альбомы собранных репродукций. Вот с этого и началось. Спустя год мы с братом Николаем организовали у себя дома своеобразный музей открыток. Всем гостям, которые к нам приходили, мы показывали репродукции картин русских и западноевропейских художников.

Потом был Русский музей, клуб любителей искусства в котором я занимался в девятом-​десятом классах. Тогда у меня возник интерес к культуре, к искусству. В школе, где я учился (сначала 50-​й, потом 47-​й), я развивал этот интерес. Выступал перед своими одноклассниками с небольшими лекциями об искусстве. Потом в 47-​й школе создал клуб любителей искусства «Мы за прекрасное». Это был один из первых моих проектов, тогда я ещё учился в 11 классе.

Очень важную роль в моей жизни сыграла школьный библиотекарь Лидия Михайловна Конисская, автор известной книги «Чайковский в Петербурге». Она задумала её написать в 196364 годах. Под руководством Лидии Михайловны мы путешествовали по памятным адресам композитора, даже заходили в ныне коммунальные квартиры, где когда-​то жил брат Петра Ильича — Модест Чайковский, и останавливался сам композитор. Так мы помогали собирать материал для этой книги.

А затем на три года я был призван в армию. Я и там выступал с какими-​то сообщениями перед своими товарищами-​однополчанами. Перед армией сразу после окончания школы я поступил на вечернее отделение в Университет. Очень важную роль в моей жизни сыграл филологический факультет университета, где в то время был период ренессанса, золотое десятилетие кафедры русской литературы. Там преподавали выдающиеся педагоги, учёные. Я получил очень мощный духовный и интеллектуальный заряд. Учась в университете, я работал педагогом в своей родной школе в качестве замполита. В этом качестве с Лидией Михайловной Конисской я продолжил просветительскую работу уже среди ребят нашей школы.

Потом два года трудился в Доме пионеров и школьников Ждановского (ныне Приморского) района. Тогда в 1967 году возник конкурс «Ты Ленинградец». И я был одним из тех, кто стоял у его истоков. У педагогов появилась идея каким-​то образом приобщить к изучению истории Петербурга и его культуры школьников, которые были оторваны от культуры. В то время существовал крен туристическо-​краеведческой работы в сторону идеологии. Памятные ленинские места, революционная, трудовая слава в ущерб культурному наследию. Идея была через игру приобщить ребят к истории и культуре Петербурга, побудить их читать книги о городе, посещать музеи. Тогда, будучи методистом Дома пионеров и школьников, я создал свою команду. Поскольку нужно было готовиться к турнирам, которые проводились во Дворце пионеров (Аничковом дворце), то, конечно, сел за книжки. Потом, поскольку я неплохо проявил себя как организатор, я получил предложение от дирекции Дворца перейти туда на работу. И вот с 27 октября 1970 года (в моей трудовой книжке записана эта дата) и по сей день работаю во Дворце пионеров.

Сначала в течение 20 лет я возглавлял конкурс «Ты Ленинградец», через который прошли тысячи школьников. Одним из капитанов команд, которые несколько лет участвовали в конкурсе, был Саша Друзь, он, кстати, заканчивал после меня ту же 47-​ю школу. Вот такого уровня были ребята. Очень умные и интеллектуально развитые. Основной темой был город, его культура, музеи, памятники. Организация этого конкурса помогла сплотить, соединить очень многих педагогов, которые в то время, когда ещё не было учебного курса «История и культура Петербурга», на своих уроках рассказывали ребятам о городе, отрывая от своих основных уроков какое-​то время, приобщая их к истории города. Кроме того, к конкурсам удалось привлечь много различных общественных организаций (ВООПиК), образовательных учреждений, городскую станцию юных туристов и музеи города. Сотрудники Музея истории Ленинграда, Русского музея, Эрмитажа охотно участвовали как члены жюри в наших конкурсах. Поскольку я опирался на активность и инициативу ребят, для организации конкурсов был создан штаб, который через три года перерос в клуб «Ленинградец». Он был создан в октябре 1973 года, а с 1992 года называется «Петрополь». Я его уже не возглавляю, но преподаю в нём.

В 1990-​м году уже явно наметился кризис, ушли все те ценности, на которых воспитывалось много поколений, и у учителей возникла некая растерянность, вакуум — на чём воспитывать? Именно тогда мы предложили учителям и их ребятам объединиться вокруг идеи возрождения культуры Петербурга, его традиций. 6 декабря 1990 года в здании ВООПиК, которое тогда располагалось в церкви Всех Скорбящих Радости на улице Воинова (ныне Шпалерной), состоялась учредительная конференция. Большую помощь в организации, подготовке устава этого движения оказал Густав Александрович Богуславский. Мы на протяжении многих лет с ним творчески сотрудничали, практически до самых последних дней его жизни.

Вот так возникла эта организация, которая не сразу, но через 10 лет по предложению нашей дирекции получила юридический адрес. Она была зарегистрирована и стала юридическим лицом «Санкт-​Петербургское культурно-​патриотическое молодёжное общественное движение «Юные за возрождение Петербурга»». Причём, такое название появилось ещё до того, как город вернул своё имя. С этого момента мы с коллегами-​соратниками по дворцу реализуем программу «Наследники великого города». Она многоёмкая, включает в себя большое количество разных программ и разных форм работы. Мы продолжаем очень активно развивать все игровые формы. Ребятам нравится себя самоутверждать через игру, состязания. А для нас это возможность приобщить их к истории и культуре Петербурга. Потому что без чтения, без похода в музеи, библиотеки подготовиться к конкурсам невозможно.

В 1993 году был создан юношеский университет Петербурга. Сначала как юношеский факультет взрослого университета, который был тоже при моём участии рождён в 1992 году. Я его организовывал, но одновременно и учился. Нам удалось привлечь к проведению лекций лучшие интеллектуальные силы Петербурга. Был высочайший уровень преподавания. Все выпускники первого выпуска (1994 года) нашли своё место. Работают методистами, руководят краеведческой работой в районах, преподают историю и культуру Петербурга. А среди тех, кто был в числе первых слушателей, были не только педагоги. Очень многие инженеры оказались в то время без работы, и они получили совершено новую профессию. Начался новый этап жизни, который для многих оказался более ярким, чем предыдущий.

У нас есть разные направления деятельности, очень много тематических конкурсов. Есть программа «Юный экскурсовод». Идёт подготовка экскурсоводов по городу во многих школах, районах. В 10 районах есть свои районные экскурсионные бюро школьников. Ведётся их подготовка и во Дворце творчества юных. Этим занимаются и клуб «Петрополь», и юношеский университет Петербурга.

Ежегодно в марте мы проводим городской конкурс. В этом году был уже 24-​й. Название – Лучший юный экскурсовод года. В этом конкурсе в финале участвуют более 100 победителей районных конкурсов. Мы привлекаем к этому очень много профессиональных экскурсоводов, которые возглавляют жюри. Для нас это всегда большой праздник, так как ребята приходят подготовленными. Очень непросто бывает выбрать лучшего из лучших, победителя конкурса. Для этого есть суперфинал, где победители, прошедшие через предварительный этап представляют свои авторские экскурсии, жюри их тут же оценивает. Каждый год мы объявляем одного или двух победителей конкурса.

Очень серьёзное направление деятельности — исследовательская работа. Всё началось с краеведческих чтений в 1989 году. С тех пор уже прошло четверть века, и три года назад эти чтения получили более высокий статус — статус олимпиады. У нас в этом году будет уже четвёртая региональная олимпиада по краеведению. Это высший этап исследовательской деятельности школьников. Попадают туда лучшие из лучших, авторы самых интересных, оригинальных исследовательских работ по истории и культуре Петербурга.

Кроме этого существует множество тематических конференций. Так же четверть века идёт программа «Родословные Петербурга». Каждый год в мае мы проводим конкурс защиты исследовательских работ «Родословная моей семьи» и по итогам этого конкурса проводим конференцию. В этом году была 15-​я конференция «Родословная школьника Петербурга в истории России и города». Это направление для нас было совершенно новым. Оно зародилось в юношеской среде одновременно с возрождением Русского генеалогического общества. Традиционными стали наши ежегодные отчёты в Русском генеалогическом обществе, когда лучшие наши генеалоги выступают со своими работами перед уже известными генеалогами.

Мы проводим конференцию «Многонациональный Петербург». Тема, связанная с толерантностью, очень актуальна. Ребята пишут о своих многонациональных семьях, о выдающихся деятелях Петербурга — представителях разных национальностей, о диаспорах, национальных и иноверческих храмах. Ежегодно проводим конференцию «Святыни Петербурга». Это то, что раньше, до 90-​х годов, было практически невозможным. Ребята изучают историю храмов, историю священнослужителей, подвижников православия. В феврале будет очередная конференция в Музее истории религии. Есть конференция «Великие путешественники Петербурга». 12 декабря мы провели её в Русском географическом обществе. РГО само очень заинтересовано, чтобы ребята приобщались к истории великих путешественников, работали в научной библиотеке общества и далее, возможно, даже в архиве, знакомились с важными материалами документами, отчётами об экспедициях. Для ребят открывается возможность, которой нет даже у некоторых взрослых, приобщиться к первоисточникам великих путешественников. Одна из самых массовых конференций – «Война, блокада, Ленинград». Вот таким образом складывается годичный цикл. Учителя и ребята могут выбрать одну из таких конференций – так мы значительно расширяем круг тем исследований.

Высший итог этой работы ежегодная конференция «Шаг в науку» для учеников 78 классов. А для самых старших — олимпиада по краеведению. Победители и призёры олимпиады получают право участвовать уже во всероссийских конференциях. Ежегодно в апреле мы посылаем свою делегацию на финал всероссийского конкурса, на всероссийские краеведческие чтения в ноябре, на всероссийскую краеведческую олимпиаду в октябре. Наши ребята всегда привозят дипломы победителей и призёров. Завтра (17 декабря 2014) во дворце Белосельских-​Белозерских пройдёт церемония награждения ребят, которые по итогам олимпиад получили национальную премию. Среди победителей трое наших ребят. Те, кто побеждает во всероссийских олимпиадах, получают почётный диплом и денежные премии: 100 00 рублей за первое место, 60 000 за второе. По итогам всех наших конференций, чтений мы издаём сборники — печатаем фрагменты исследовательских работ победителей олимпиады. У ребят есть счастливая возможность ещё на школьной скамье быть опубликованными. Некоторые уже имеют много публикаций.

Владимир Ильич, спасибо за столь красочный рассказ о Вашей деятельности. Интересно больше узнать и о Вас лично. Каков он, Ваш Петербург?

Родился я на Петроградской стороне. Примерно 40 лет жизни провёл там. Тогда это был проспект Щорса, сейчас Малый проспект. Учился в 47-​й школе на улице Плуталова, которая сейчас носит имя Лихачёва. Мой Петербург – это Петроградская сторона, Петропавловская крепость, первая площадь города, улицы Петроградской стороны, модерн, который ярче всего именно там представлен. Всё это, конечно, оказывало огромное воздействие на моё формирование.

Потом я перебрался в центр. Сейчас живу на улице Чехова. Одна из книг, написанных мной, — это как раз «Улица Чехова», которую мы написали с Валерием Григорьевичем Исаченко. Мой дом №4 находится рядом с домом Суворина (№6). В центре города эта спрессованность культуры ощущается особенно. Улица – всего 300 метров, но в каждом доме здесь жили выдающиеся личности: выдающиеся государственные деятели, учёные, архитекторы, композиторы. Напротив меня дом, где долго жил Михаил Иванович Глинка. Великое счастье жить здесь, в центре Петербурга, а не в современном районе. Потому что здесь и удивительное многообразие архитектуры, и этот стиль эклектика с такими неповторимыми оригинальными фасадами, и знание того, что окружает, история этих домов. Её изучение подспудно влияет на человека. Во дворец я хожу пешком по Литейному проспекту, через Аничков мост. Рядом с нами Летний сад, Таврический сад. То есть вообще всё рядом. Замечательно то, что можно и в театры, музеи выходить, всё пешком.

Приближённость к культуре… я понимаю жителей отдалённых районов. Это проблема очень многих. Особенно для школьников, которые живя где-​нибудь в Красном Селе, в Купчино, на Гражданке, очень редко оттуда выезжают. Выехать из отдалённых периферийных центров бывает большой проблемой даже с финансовой точки зрения. Если у ребят нет проездных билетов, а у многих нет, то с пересадкой их путь занимает не только много времени, но и немало денег. Хорошо, если есть родители, которые, несмотря на это, хотя бы по воскресениям вывозят детей в центр. А для большинства не Петербург, а именно среда спальных районов является родной.

Великим счастьем было в своё время введение по нашей инициативе учебного курса «История и культура Петербурга». До этого ребята могли изучать город только дома или через внешкольные формы работы. В 1990 году впервые была такая идея. Мы провели конкурс на лучшие авторские образовательные программы. Среди четырёх программ, которые мы опубликовали, первыми были программы Г. А. Богуславского и Любови Константиновны Ермолаевой, доцента РГПУ им Герцена. Впоследствии именно её программа стала ведущей. По ней сейчас работают все учителя. Курс ввели в 1994 году. Это, в свою очередь, потребовало создания абсолютно нового образовательного учреждения — Университета Петербурга, поскольку Институт усовершенствования учителей последипломного образования этим ещё не занимался. Сейчас эта функция уже к ним перешла. Но и Университет продолжает работать.

Интересно именно Вас как педагога спросить вот о чём: люди ведь меняются, в том числе, и дети. Какими дети были в 70-​х, 90-​х годах, какие сейчас? Наверное, не лучше, не хуже — просто другие?

Я бы сказал так: в те годы они были более социально активны, более самостоятельны. Потому что помимо внешкольных учреждений у них были собственные комсомольские, пионерские организации. Они проходили через школу организаторского мастерства. Сейчас этого нет за редким исключением. Поэтому если тогда ребята шли во дворец не столько за знаниями, сколько за общением, за интересной коллективной творческой деятельностью, то сейчас они идут за знаниями. Причём у них так всё размечено! Они могут заниматься одновременно во многих кружках, коллективах. И поэтому побудить их участвовать ещё и в какой-​то общественной работе бывает очень трудно. Не потому что они не хотят, а потому что у них уже всё распланировано. Они стараются одновременно изучать и город, и языки. Некоторые в нашем юношеском клубе общественных наук занимаются правом, экономикой, социологией. Вот это, конечно, совершенно новое. Понимание ценности знаний, необходимости получения фундаментальных знаний сейчас существует в большей мере, чем тогда. Тогда всё-​таки была большая уверенность в будущем дне, поскольку государство человека вело от рождения и до смерти. Каждый понимал, что он окончит школу, поступит в вуз, за который не надо платить деньги. То есть он сможет за счёт государства учиться. Окончит вуз – его обязательно трудоустроят. Сейчас такого нет. Мы ребятам говорим, что для того чтобы пробиться в этой жизни, помимо знаний нужны ещё те качества, которые средняя школа, к сожалению, не даёт: коммуникативная культура, умение работать в коллективе, проявлять организаторские таланты, способности.

Почему у нас сегодня такой огромный дефицит кадров? Потому что разрушена система их подготовки. Это касается и больших детских общественных организаций. Вот я сам один из учредителей Союза юных Петербуржцев. У нас примерно – максимум — тридцать тысяч школьников. А ведь в городе более пятисот тысяч школьников. Такого масштаба, какой был у всесоюзной пионерской организации, уже никогда не достичь. Но что самое главное: в школах были специальные работники – пионервожатые. Сейчас их нет.

Если раньше у ребят было больше чувства ответственности, умения проявить некую социальную зрелось, то сейчас более заметен потребительский интерес. А вот в отношении способностей, в отношении отдачи в интеллектуальной сфере, нынешнее поколение демонстрирует более высокий уровень. По крайней мере, те, кто приходит сюда. Потому что у них есть мотив не только изучать город, ходить на экскурсии, посещать лекции, музеи, но и как-​то себя утвердить. Написать серьёзную работу, работать в архиве, библиотеке, участвовать в олимпиадах. Вот это — положительное качество.

Владимир Ильич, расскажите, как родителям определить, куда отдать ребёнка? Как выбрать кружок?

Система дополнительного образования как раз на это ориентирована. У нас каждый год с 25 августа начинается запись и продолжается до 10 сентября. Во дворце более 1000 детских коллективов самых разных направленностей. У ребёнка с дошкольного возраста (есть дошкольное отделение) есть возможность перепробовать многие направления. Есть ребята, которые с первого класса так и идут, меняя профили. Вот в детстве он увлекался биологией, зоологией, природой, занимался в эколого-​биологическом центре. Позанимался, получил какие-​то знания, потом попробовал себя в чём-​то другом – спорте, например, или пришёл в тот же клуб «Петрополь». Закончил этот клуб. У него ещё есть три или четыре года. Можно пойти в юношеский клуб общественных наук или в школу журналистики. Дворец может удовлетворить очень широкий спектр интересов. Поэтому родителям нужно в первую очередь прислушиваться к своему ребёнку, к его интересам. Понимать, что он имеет право на ошибку в выборе, на пробу: ребёнок может попробовать себя в одном, другом, и наконец остановится на чём-​то одном, и именно это определит его будущую профессию. Многие ребята после завершения Университета Петербурга выбирают именно гуманитарную направленность: исторический, филологический, философский факультеты Санкт-​Петербургского Университета. Эта связь совершенно очевидна. Но перед этим они проходят длинный путь проб и ошибок, выбора. Лишних знаний не бывает.

Мы рекомендуем прийти к нам заранее. В холле есть буклеты, в которых представлены все отделы, все детские коллективы. Родитель может заранее изучить всё сам. Подробная информация есть и на сайте дворца.

И напоследок ещё один вопрос. Вы являетесь заместителем председателя правления Санкт-​Петербургского союза краеведов. Расскажите, чем он занимается? Как вообще можно стать его членом?

Попасть в союз краеведов можно, это очень просто – нужно участвовать в тех программах, проектах, которые мы организуем. Наша краеведческая деятельность включает в себя, в первую очередь, Анциферовское движение. Это и Анциферовские, уже ежегодные, чтения. Подать заявку на участие могут все те, кто занимается историей города. Чтения проходят всегда примерно в одно и то же время, в конце ноября — начале декабря. Существует возможность выступить со своим докладом, быть опубликованным. Для тех, кто пишет книги и активно участвует в общественном краеведческом движении, существует Анциферовская премия, награждение проходит один раз в три года. Множество наших проектов связано с просветительской деятельностью среди школьников. Мы привлекаем известных краеведов к чтению лекций в Университете Петербурга, к рецензированию работ юных исследователей-​краеведов. Каждый год мы отмечаем лучшие исследовательские работы – этим тоже занимается Союз краеведов.

А самое главное – это координация краеведческой деятельности в самом Петербурге. В правление Союза краеведов входят представители организаций и общественных учреждений, которые занимаются этим. Среди нас представители ВООПИК (Александр Давидович Марголис), исполнительный директор международного благотворительного фонда Лихачёва Александр Валерьевич Кобак, председатель совета РОО «Институт Петербурга» Алла Вячеславовна Князькина, представители прессы, топонимической комиссии. Благодаря существованию такого сообщества у нас складывается цельное представление о том, что происходит в городе.

Кроме того, мы стараемся установить контакты с районными краеведческими обществами, которые существуют чаще всего при библиотеках. Мы их приглашаем к себе на заседания правления, которые проходят один раз в месяц по средам. К нам всегда можно прийти с любым предложением, просьбой. Сейчас, когда подготовили членские билеты общества, появилась возможность подать заявление на вступление: указать, чем вы занимаетесь, в каком виде краеведческой деятельности себя уже проявили. Санкт-​Петербургский союз краеведов проводит свои собрания в Центре петербурговедения Библиотеки имени В. В. Маяковского у Зинаиды Абрамовны Рудой, которая тоже является членом правления. Добро пожаловать!

Владимир Ильич, огромное спасибо за такой подробный рассказ. Желаем Вам и в дальнейшем достигать столь же весомых успехов, и конечно, как можно больше талантливых учеников!

Александр Викторович Чернега

  • Главный редактор журнала
  • Член правления Союза краеведов Санкт-​Петербурга
  • Генеральный директор ООО «Прогулки по Петербургу»

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Joomla SEF URLs by Artio
Хотите стать первыми, кто будет узнавать о появлении новых увлекательных статей?

Подпишитесь на рассылку электронного журнала и будьте в курсе самых последних новинок!
Нажимая на кнопку «Подписаться», Вы соглашаетесь c «Политикой конфиденциальности», согласно которой личные сведения, полученные в распоряжение ООО «Прогулки по Петербургу», не будут передаваться третьим организациям и лицам за исключением ситуаций, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.