Жемчужины Великого Устюга: достопримечательности, о которых не рассказывают в путеводителях

Великий Устюг, небольшой город на севере Вологодской области, раскрывает свои тайны не сразу и не всем. Только те, кто стремится к открытиям, любит и ценит красоту, чувствует жизнь вокруг — такие люди смогут открыть шкатулку с драгоценностями Великого Устюга. За неприметным фасадом «провинциального» города скрываются настоящие сокровища. Хотите прикоснуться к прекрасному?

В нашей статье мы постараемся рассказать о достопримечательностях Великого Устюга, сведения о которых весьма скупо представлены в путеводителях, но из-​за этого они не менее достойны того, чтобы о них знали люди. И даже наоборот. Этим они и драгоценны.

Островок Италии в российской глубинке

Троице-​Гледенский монастырь, расположенный в 4 километрах от Великого Устюга в месте слияния рек Сухоны и Юга, был построен в конце 12 — начале 13 веков. Не смотря на то, что город Гледен был полностью уничтожен, монастырь сохранился и к 16 веку считался крупной обителью. В ведении монастыря находились 60 деревень, 8 мельниц, пасека, а также собственные суда, на которых монахи ходили торговать. Времена шли — монастырь приходил в упадок. А в 19 веке и вовсе закрылся. И лишь в начале 20 столетия он отворил свои двери, но уже как музей.

Троице-​Гледенский монастырь

Сегодня Троице-​Гледенский монастырь знаменит своим уникальным деревянным иконостасом. Строительство его началось в 1776 г. и продолжалось 8 лет. Над одной только рамой мастера резьбы по дереву из Тотьмы братья Богдановы трудились три года. Иконы писали устюжские художники Алексей Колмогоров и Егор Шергин. Композиция ликов отличается от общепринятого канона. Считается, что художники ориентировались на гравюры западноевропейских мастеров, поэтому у современных посетителей и возникает ощущение, словно перед ними работа эпохи итальянского Ренессанса. Отличительной особенностью этого иконостаса является наличие объемных деревянных скульптур. Дело в том, что в те времена церковная скульптура была в нашем государстве запрещена, так как считалась атрибутом католицизма. И до сих пор неизвестно, почему мастера решились на такой шаг и украсили церковь монастыря деревянными скульптурами.

08-08-ustug2-2
08-08-ustug2-1
08-08-ustug2-3

Художественную ценность иконостаса трудно недооценить. Контрастируя с чистыми, белыми стенами собора, сложная и яркая композиция представляет собой цельное произведение искусства, в котором каждая деталь создана с учетом общего замысла. Здесь все на своем месте, нет ничего лишнего — каждая фигура, каждая икона, каждый элемент резьбы соединяются в картину, от которой невозможно оторвать взгляд… Сегодня посещение Троице-​Гледенского монастыря возможно только в период с мая по сентябрь в хорошую погоду. В остальное время он закрыт для защиты иконостаса от низких температур и влажности.

Как добраться: монастырь расположен в деревне Морозовица, в 4 километрах от Великого Устюга, по адресу — ул. Центральная, 122. Несмотря на то, что расстояние небольшое, прямой дороги между ними нет. Добраться можно на такси, дорога займет примерно полчаса.
Сколько стоит: стоимость экскурсии по Троице-​Гледенскому монастырю составляет 150 рублей для взрослых и 100 рублей для пенсионеров, студентов, школьников.

В Дымковскую слободу за панорамой города

Совместить поездку в Троице-​Гледенский монастырь можно с посещением Дымковской слободы. Примечательно это место тем, что помимо расположенных здесь церквей Дмитрия Солунского и Сергия Радонежского, из слободы открывается чудесный вид на набережную реки Сухоны и на Соборное дворище Великого Устюга. Именно здесь можно сделать красивые панорамные снимки. Не переживайте, если вы не профессиональный фотограф, а любитель — фотографии все равно будут хороши. Благодаря естественному освещению каждый кадр получается особенным.

08-08-ustug3-1
08-08-ustug3-2

Немного из истории Дымковской слободы. Расположена она на правом берегу реки Сухоны. Название «Дымково» имеет два варианта происхождения. По первой версии, в междоусобные времена здесь останавливались вражеские отряды и жгли костры. Из-​за их дыма и стали называть это место Дымково. А по второй версии, Дымковской стала слобода потому, что здесь изготавливались знаменитые устюжские изразцы, и из гончарных печей постоянно валил дым.

Дымковская слобода

Считается, что Дымковская слобода в Великом Устюге не имеет ничего общего с дымковской игрушкой, которую изготавливают в городе Кирове на реке Вятке. Но сами жители Устюга рассказывают, что когда Иван III пошел завоевывать Вятку, то устюжане, которые были в его отрядах, обосновались на правом берегу реки Вятки поселение свое назвали точно так же — Дымково.

Как добраться: расстояние от Великого Устюга до Дымковской слободы составляет 7 километров. Так как слобода расположена на левом берегу Сухоны, вам необходимо будет перебраться туда по мосту или с помощью парома. А зимой реку можно перейти прямо по льду! Но все-​таки, как и в случае с Троице-​Гледенским монастырем, самым удобным способом остается такси. Поездка обойдется вам примерно в 200 рублей.

Маленькое чудо в Музее истории и культуры

Музей истории и культуры Великого Устюга располагается в самом центре города — на улице Набережной, в бывшем доме купца Г. В. Усова. Коллекция музея представлена четырьмя постоянными экспозициями. Также здесь проходят временные выставки, мастер-​классы и интерактивные занятия для детей.

Музей истории и культуры

Самая крупная экспозиция посвящена истории города. И начинается она с археологических находок 12 века, рассказывающих о быте финно-​угорского и славянского населения края. Очень подробно представлена история освоения устюжанами Сибири и Приамурья. Отдельные экспозиции посвящены традиционным народным промыслам Русского Севера — резной бересте, северной черни, морозу по жести. Однако основатель музея Николай Георгиевич Бекряшев, сам выпускник Петербургскй императорской академии художеств, хотел, чтобы музей был, в первую очередь, художественным. Он привозил сюда выставки, обучал молодых художников… В поисках экспонатов первые сотрудники музея ездили в экспедиции, налаживали контакты с местными художниками, вели переписку с центральными музеями и Госфондом. В результате сегодня в Музее истории и культуры Великого Устюга находятся картины крупнейших русских художников — И. И. Шишкина, В. Д. Поленова, А. М. Ванецова, И. И. Остроухова и многих других. Но кажется, что жемчужиной этой прекрасно подобранной коллекции является картина И. К. Айвазовского «Овцы». Она сразу бросается в глаза, благодаря особенным, на грани нереальности, цветам, характерным для стиля Айвазовского, и притягивает к себе. Айвазовского мы знаем больше как художника-​мариниста, но на этой картине изображен пейзаж — пастух с овцами на фоне красочного закатного неба. Отблески такие яркие, что хочется прикрыть глаза ладонью… Картина, безусловно, затмевает все остальные работы, представленные в зале, которые, несмотря на это обстоятельство, также заслуживают внимания.

08-08-ustug6-1
08-08-ustug6-2

Но все же потом, уже в других залах, невольно вспоминается как маленькое чудо этот удивительный закат, что когда-​то увидел в южных краях Иван Константинович Айвазовский, а сегодня увидели мы — современные посетители музея Великого Устюга, города на русском севере.

Как добраться: музей находится по адресу — ул. Набережная, д. 64. Это самый центр города — чуть дальше Соборного Дворища.
Сколько стоит: входной билет для взрослого обойдется в 100 рублей, а для учащихся и пенсионеров в 50 рублей.

Святыни, спрятанные в музее

Музей древнерусского искусства находится в ныне недействующей церкви Вознесения. Здесь широко представлены памятники устюжской иконописи 1517 веков, произведения Строгановского лицевого шитья, рукописные и старопечатные книги из библиотек устюжских монастырей и церквей, шесть иконостасов 1718 веков.

08-08-ustug7-1
08-08-ustug7-2
08-08-ustug7-3

Интересно, что в музее организована так называемая “Мастерская иконописца”, где проводят мастер-​классы и занятия для детей, на которых можно узнать о том, как готовилась доска под икону, какие краски и инструменты использовали мастера в своей работе, как наносились контуры будущего изображения. Ребята и сами могут попробовать себя в роли художников — попробовать изготовить краску, поработать над роскрышью (то есть над начальным распределением красок) иконы, нарисовать орнамент.

В иконописной мастерской
Природные минералы, из которых изготавливались краски для икон

Коллекция музея очень богата. Но среди всех экспонатов особняком стоят чудотворная икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская» и деревянная скульптурная композиция «Пиета». Каждая из них заслуживает отдельного рассказа.

Чудотворная икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская» расположена в центре зала на втором этаже музея под резной деревянной Сенью царских врат (17 в.). Она является доминантой экспозиции, мимо который не пройдет ни один посетитель. С ней связана очень интересная легенда. Испокон веков устюжане воевали с новгородцами. И вот однажды новгородцы напали на Устюг, разграбили город и сожгли Успенский собор, где и хранилась на тот момент икона Богоматерь Одигитрия. Новгородцы решили забрать икону с собой — связали ее как пленницу и поместили на корабль. Но по пути половина из тех, кто плыл на корабле, умерли, а остальные — ослепли. Добравшись до Новгорода, оставшиеся в живых пошли с повинной в храм и рассказали, что они похитили чудотворную икону. Архиепископ Иоанн велел им икону вернуть и сожженный собор заново построить, что и было сделано ровно через год. И даже сейчас, спустя многие века, глядя на строгий лик Богоматери с младенцем Христом, мы невольно ощущаем внутренний свет и силу, исходящую от этой чудотворной иконы.

Богоматерь Одигитрия Смоленская

В отдельном зале музея, посвященном деревянной скульптуре, находится «Пиета», или «Оплакивание Христа». Это работа конца 17 века, автор ее неизвестен. Скульптурная композиция из сосны создавалась по частям — голова, лик, руки, туловище — потом все это было собрано воедино и раскрашено. Если сравнивать ее с гораздо более знаменитым произведением Микеланджело «Пьета», то мы сразу почувствуем разницу между западной традиций, для которой важно было передать внешний облик, телесную оболочку, и византийской, где больше внимания уделялось внутреннему миру, духовной составляющей. Так как в 18 в. церковная скульптура была в России запрещена, то и судьба у этого деревянного шедевра была незавидной. Сначала она хранилась в церкви Александра Невского, а потом ее повелели убрать в кладовую Успенского собора, где она и находилась до 1910 года. Затем «Пиета» была передана в музей.


«Пиета» («Оплакивание Христа»)

Кажется очень несправедливым тот факт, что это произведение искусства, созданное вопреки официальному запрету, на сегодняшний день забыто и неизвестно. Невероятно сложная по технике исполнения работа, сделанная с удивительно тонким пониманием прекрасного, поражает нас, современных зрителей, до глубины души. Она действительно стоит того, чтобы проделать долгий путь до Великого Устюга.

Как добраться: музей древнерусского искусства находится по адресу — Советский пр., д. 84. Найти его легко — всего в 10 минутах ходьбы от Соборного дворища. Ориентируйтесь на расположенный рядом мемориал Великой Отечественной Войны.
Сколько стоит: Цена билета составляет 100 рублей для взрослых и 50 рублей для учащихся, студентов и пенсионеров.

Что хранится в Фондохранилище?

Кроме постоянной экспозиции у Музея истории и культуры Великого Устюга имеется Фондохранилище. Располагается оно в отдельном здании.

Фондохранилище музея истории и культуры Великого Устюга

Представлены здесь и коллекции, доступные для всех желающих. Они насчитывают 116 тысяч единиц хранения. Есть здесь, например, целый зал, посвященный самоварам! Вы увидите самые разные самовары, собранные со всех уголков Вологодчины, и послушаете истории о том, какие в старину жених невесте подарки делал. Обязательным подарком считалась сахарная голова — чем больше, тем лучше. К ней 4 фунта чая и яблоки. Ну а у невесты должен быть добротный самовар. А у коллекции пряничных досок можно узнать о том, какой вид пряника назывался «разгонный пряник» и почему: пекли его хозяйки специально для засидевшихся гостей. Увидев, что им подают такое угощение, они понимали, что пора бы уже и честь знать. Есть в фондохранилище и коллекция оружия, мебели, изделий из бересты, фарфора, фаянса, прялок…

Коллекция самоваров

Но самой главной экспозицией по праву можно назвать уникальное собрание устюжских изразцов, насчитывающее более трех тысяч единиц хранения. Большую часть коллекции составляют печные изразцы. Из них руками музейных сотрудников были бережно воссозданы изразцовые печи.Изразцовое дело возникло в Великом Устюге еще в 17 веке и просуществовало до середины 19 века. Устюжские мастера считались очень искусными и даже создали собственную школу поливной и многоцветной керамики.

08-08-ustug12-1
08-08-ustug12-2
08-08-ustug12-3
08-08-ustug12-4

Сегодня мы стремимся к минимализму в быту, наблюдая искусство только в стенах музеев и картинных галерей. Но любуясь творениями устюжских мастеров, мы словно становимся ближе к тем векам, когда люди, черпая вдохновение у природы, творили красоту в своей повседневной жизни.

Как добраться: Фондохранилище находится по адресу — Советский пр., д. 58. Это недалеко от Соборного дворища. Проспект проходит параллельно улице Набережной.
Сколько стоит: Для взрослых — 100 рублей, для учащихся, студентов и пенсионеров — 50 рублей.

Променад по главной набережной Великого Устюга

И в завершении нашего обзора хотелось бы упомянуть о такой своеобразной нематериальной «достопримечательности», как прогулка по главной набережной города. Тут вы, наверняка, удивитесь, ведь понятно, что каждый турист обязательно пройдется здесь, а как иначе? Но хочется немного сместить акценты. Взгляните на набережную реки Сухоны как на отдельный, достойный вашего внимания объект осмотра…

Великий Устюг, улица Набережная

Приходите сюда вечером — полюбуйтесь закатами. Они как нигде хороши в северных краях — величественные и прекрасные, с насыщенными оттенками синего, сливающимися с темной речной водой, с яркими всполохами солнца, с уходящей ввысь тишиной…

08-08-ustug14-2
08-08-ustug14-1
08-08-ustug14-3

Остановитесь у храма Прокопия Праведного, посидите на камне, загадайте доброе желание или просто помечтайте о светлом.

Собор Прокопия Праведного

Сверните немного вправо и присядьте на скамейку рядом с художником Евстафием Шильниковским, который сохранил в Устюге традиции чернения серебра и привнес в промысел новые художественные мотивы. Этот памятник открыли недавно — 24 июля — к юбилею города, а он уже успел заслужить любовь горожан. Наверное, потому что так хорошо вписался в общую канву исторического центра.

Памятник Евстафию Шильниковскому

Прогуляйтесь по набережной в начале и в конце своего путешествия. Сравните ощущения. Почувствуйте, как новые впечатления, приобретенные за время вашей поездки, сделали вас немного другим человеком: теперь вы словно хранитель сокровищ этого северного города, но миссия ваша не скрывать их от чужих глаз, а наоборот — делиться с другими людьми. Потому что такая красота не должна оставаться без ценителей.

В прошлой статье мы подробно рассказали об истории Великого Устюга и о том, как туда можно добраться. А следующий материал будет целиком посвящен Вотчине Деда Мороза. Вы узнаете, почему и летом у самого главного волшебника России много работы, какой чай предпочитает пить Дедушка, чтобы быть всегда бодрым и здоровым, какие у него помощники и можно ли летом оказаться среди снега и льда.

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Joomla SEF URLs by Artio
Хотите стать первыми, кто будет узнавать о появлении новых увлекательных статей?

Подпишитесь на рассылку электронного журнала и будьте в курсе самых последних новинок!
Нажимая на кнопку «Подписаться», Вы соглашаетесь c «Политикой конфиденциальности», согласно которой личные сведения, полученные в распоряжение ООО «Прогулки по Петербургу», не будут передаваться третьим организациям и лицам за исключением ситуаций, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.